Всё становится хуже
Замечаете, что с каждым годом всё вокруг становится хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.
Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.
Именно поэтому мы думаем, что сложная ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.
Машиной безопаснее
Практически каждый знает, что самолёт – самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе в десятки раз выше, чем в самолёте. Но наш мозг отказывается воспринимать эту информацию, и мы продолжаем спокойно садиться за руль, но трепетать как осиновый лист на борту самолёта. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности – например, упасть с лестницы или случайно отравиться.
Я всегда прав
Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.
Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Беррес Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».
Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения – мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.
Орёл или решка
Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример – подбрасывание монетки. Если 5 раз подряд выпадает решка, то наш мозг уверен, что в следующий раз обязательно выпадет орёл. На самом деле шансы по-прежнему остаются 50 на 50.
Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом и уже следующая игра принесёт им огромный куш.
Оно того стоило
Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы отнести её обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».
Так работает постшопинговая рационализация – мозг запрограммирован на утешение, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов вы начинаете думать, что риски были оправданы и вы поступили бы так и в другой раз.
Чужой, поэтому плохой
Наша врождённая потребность – чувствовать себя частью коллектива.
Всё дело в окситоцине – так называемой молекуле любви. С одной стороны, этот гормон помогает нам налаживать тесные связи друг с другом, с другой – заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего круга. Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.
В конце концов мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это эффект внутригрупповой пристрастности.
Почему все вокруг беременные?
Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это нечто с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимания. Речь идёт об эффекте выборочности наблюдения.
Пример: вы покупаете новую машину, и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о своей беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Причём это может быть всё, что угодно: например, какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.
Стадное чувство
Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают любимчика, будь то спортивная команда или певец, то наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления», которое порождается эффектом повального увлечения.
Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают крутой, скорее всего, покажется крутой и для вас. Ну или в спорте: если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.
Молчание – знак согласия
Склонность считать, что другие люди мыслят так же, как и мы, вызвана эффектом переноса. Например, часто члены радикальных организаций уверены, что весь мир разделяет их позицию. Хотя так может вовсе и не быть.
С этим феноменом связан похожий – эффект ложного консенсуса. Это необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.
Со скидкой – значит, дёшево
Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.
Классический пример – товар на распродаже. Мы видим на бирке 2 цены и замечаем разницу между ними, а не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.
Таким приёмом пользуются и рестораны – они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее – не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.
Подумаю об этом завтра
В 1998 году было проведено исследование на тему эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.
Часто мы ведём себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.
Оставить комментарий