Быть или не быть, вот в чем вопрос?

40

Содержание статьи

Каждому школьнику известна фраза «Быть или не быть, вот в чем вопрос», только мало, кто догадывается об истинном смысле, который великий поэт вложил в эти строчки. На протяжении веков эта фраза для многих служила лейтмотивом для определенных действий, которые становились ответом на препятствия или превратности судьбы. Конечно же, судьба датского принца многим кажется далекой историей, которая случилась так много лет тому назад, что правду в поступках героев отыскать практически невозможно. Однако, примеряя образ Гамлета на персонажа современных дней, мы можем провести интересные параллели между делами давно минувших дней и нашим временем.

Герои Шекспира

Уильям Шекспир старался придерживаться исторических фактов, когда создавал свою великую трагедию. Однако, учитывая тот факт, что ученым до сих пор не удалось установить саму личность автора, достоверных подтверждений существованию трагичного принца не существует. Если придерживаться официальной версии и стихов Шекспира, можно заключить, что Гамлет ведет борьбу за власть в королевстве. Ему противостоит его родная семья, а толкают его на этот шаг сверхъестественные проявления.

В те далекие времена свержение королей собственными отпрысками было обычным явлением, так что винить принца в желании отомстить и захватить власть нельзя. Однако Гамлет находится в смятении, ведь каждое его действие может повлечь за собой череду кровавых убийств. Неудивительно, что образ нерешительного принца станет прообразом борьбы человека со злом. Именно в таком ключе литературные критики видят знаменитый монолог главного героя, где он размышляет над своими будущими действиями.

Нерешительность Гамлета может быть непростительна, когда история касается убийства его отца и несчастной судьбы любимой. Но именно эта черта характера и привлекает своей человечностью. Она делает его близким любому из нас. Находясь на пороге, переступив который нельзя будет вернуться обратно, мы все замираем в нерешительности. Вот такие моменты и рождают героев, ведь отчаянный рывок к спасению может оказаться призрачной надеждой и закончиться полным крахом.

Разные критики о Гамлете

Монолог Шекспира, который начинается фразой «Быть или не быть, вот в чем вопрос», настолько оброс различными домыслами и версиями, что мотивы главного героя стали варьироваться от простого эгоизма до беспокойства за все человечество. К примеру, Гете полагал, что первая строфа монолога выражает безысходность героя. Он осознает, что эта задача станет для него непосильным бременем, но все равно бросается в бой. Как известно, борьба Гамлета не закончилась успешным захватом трона.

Белинский, главный критик классической русской литературы, видел в Гамлете борца против королевского двора. Стоит отметить, что эпоха Белинского однозначно прошла под знаменем революции и зреющего недовольства властью, поэтому такой анализ вполне понятен. Нерешительность принца критик объяснил мимолетной слабостью, которую герой побеждает к концу своей эмоциональной речи. Его современник Тургенев видел в словах шекспировского героя презрение к толпе и равнодушие. А фатализм, так отчетливо звучащий в каждой строфе, считал пониманием героя развития событий и предчувствием своей смерти.

Современные литературоведы видят в Гамлете борца за справедливость, а в его желании отомстить – простое стремление побороть зло. Несмотря на то, что зло принимает разные обличия, оно всегда остается противником добра, а Гамлет встает на его пути.

Самая популярная и наиболее принимаемая всеми критиками версия состоит в том, противоборство принца и его соперников стало прообразом противостояния отдельной личности и общества в целом. Ведь человек и общество – это два разных полюса одного социума, и борьба между ними не прекращается никогда. Отсюда и эта нерешительность, слабоволие и, наконец, принятие судьбы.

Быть или не быть?

Главная трагедия Гамлета состоит не в том, что он решается на бессмысленную и обреченную на провал борьбу, а в том, что герой понимает трагедию этого мира. Его личность видит пороки общества и не может с ними смириться, а ум готов сражаться, но понимает, что его борьба не имеет смысла.

«И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?»

Гамлет понимает, что ему предстоит принять важное решение, которое должно принести в этот мир справедливость. Однако такое решение не дается ему легко, и это четко прослеживается в самом монологе. Сначала герой колеблется между бездействием и борьбой, но постепенно эмоциональный накал его монолога возрастает, и к концу уже точно уверен в своих последующих действиях.

Внимательный читатель наверняка помнит следующие строки.

«Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти…»

В них можно заметить, что колебания героя связаны не только с его слабоволием, но и пониманием, что со злом можно бороться только злом. Конечно же, эта жизненная дилемма, когда придется отказаться от своих принципов ради достижения цели, не радует Гамлета. Но он осознает, что других методов победить зло этого мира ему не оставили, и только это может стать его орудием в борьбе за справедливость.

В монологе можно заметить и то, что герой приходит к еще одному решению.

«Заснуть и умереть – и все…»

Альтернативное решение жизненных проблем, которое тоже может служить выходом. Однако главный герой гневно отметает это малодушное предложение и бросается в бой. Он принял решение идти до конца и даже перед смертью думает не о том, что сделал неверный выбор, а о том, что будет с королевством. Такая самоотверженность показывает принца как сильную личность, которая остается верной своим идеалам и не отказывается от собственных решений в угоду превратностям судьбы.

Образ Гамлета стал для многих нарицательным. Одни связывают его с фатализмом и принятием судьбы, а другие видят героя, который решил бороться со злом. Как бы это ни было, герой трагедии занял почетное место в мировой литературе, и его монологи стали любимой темой для споров литераторов.