Что такое акмеизм?

40

Содержание статьи

Одним из направлений стиля модерн в русской литературе был акмеизм, который сформировался в начале XX века и стал своего рода ответом символизму, когда о существовании течения было объявлено в петербургском кабаре «Бродячая собака». В самом понятии «акмеизм», которое имеет греческие корни, заключается зрелость и острая реакция. Акмеистов нередко именовали «гиперборейцами», по названию выпускаемого ими печатного издания «Гиперборей». Сами себя же они считали «Цехом поэтов». Течение пришло на помощь уставшему от пережитков прошлого российскому обществу. Основными представителями были Николай Гумилев, Анна Ахматова, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и другие.

Акмеисты выступали против чрезмерного стремления символистов к реальному через использование сложных метафор и большого количества образов. Они были за точность и ясность, которая достигается силой слова. Поэзия в понимании акмеистов должна была спуститься с небес на землю, воспевая эстетику и непорочность чувств. Слова лишены политического влияния и не говорят о проблемах современного общества. Тем не менее, придя на смену символистам, акмеисты не составили своей конкретной программы. Однако их поэзия приземленная, лишенная мечтаний (в отличие от символистской мимолетности бытия, мистичности и таинственности). Образы четко просматриваются, поэтические обретают первозданный смысл.

Отличительные черты течения акмеистов

Воспевание культурно-эстетических ценностей, которые поколениями хранит человечество, – это акмеизм. Обращаясь к мифологии, акмеисты заимствуют оттуда образы и сюжеты. Поэзия переходит из абстракции и приобретает пластическую форму, переходя в трёхмерное пространство. Обращение к искусству происходит не посредством музыки, а с помощью скульптуры, архитектуры и живописи. Поэзия акмеистов предметна, нужную окраску она обретает благодаря экзотической и красочной стилистике. Символизм вытеснялся именно этими средствами, без использования обобщенных философских идей, хотя концептуальные начала у обоих течений схожи между собой: акмеизм – преемник символизма.

Что же стало скрепляющим фактором при отсутствии единой концептуальной доктрины? Разумеется, что не теоретический аспект, а группа безумно талантливых, интересных и полярно разных людей, которые дружили между собой. Это как раз то, чего так не хватало символистам: как бы Брюсов, один из виднейших фигур русского символизма, ни пытался сплотить коллектив, все его попытки были тщетными. Не отличились в этом и футуристы. Да, они выпустили внушительное количество воззваний, но единства в их среде никогда не было. Именно сплоченность была характерна для общества акмеистов, что и помогло им отстоять свою позицию.