Что такое аллегория?

157

Содержание статьи

Аллегория – известный термин, который часто употребляется в живописи, истории, литературе, других сферах человеческой деятельности. Более того, мы широко используем аллегории в устной речи.

Но далеко не каждый может ответить на вопрос, что такое аллегория? Попробуем разобраться.

Сам термин «аллегория» сложился из двух греческих слов, где agoreuo – говорить, а allos – иной. По-другому это слово можно перевести как иносказание. Этим термином мы обозначаем отвлеченные понятия, которые невозможно передать коротко, одним словом. С аллегорическими образами и понятиями мы сталкиваемся, буквально, на каждом шагу. Например, на аптеке можно увидеть змею, обвивающую чашу – это образ медицины. У юридических зданий часто изображают Фемиду, женщину с завязанными глазами и весами в руках – это символ правосудия. Белый голубь – признанный по всей земле символ мира. А изображение якоря трактуется как символ надежды.

Истоки аллегории

Начало иносказания лежит глубоко в прошлом человека. Целые пласты человеческой культуры, например египетская, греческая мифологии практически полностью трактуются как аллегории. Библия – одна из самых древних книг на земле – полна ими, можно даже сказать, состоит из них.

Например, Иуда, предавший Иисуса, становится олицетворением предательства в целом. Города Содом и Гоморра, которые были разрушены богом за грязную жизнь его жителей, стали символом порока.

что такое аллегория

Аллегория в литературе

Первой аллегорические символы стали применяться в древнегреческих баснях. Олицетворением подобной литературы стало творчество Эзопа, известного баснописца. Он высмеивал человеческие недостатки, пороки в своих баснях, изображая там под видом животных людей. Позже подобный язык получил обозначение эзопова. В России его подхватил талантливый поэт И. Крылов, чьи произведения нам хорошо известны из школьной программы. Так, в его баснях можно встретить осла, ставшего символом глупости, лисы, символа хитрости и изворотливости, свиньи, которая олицетворяет глупость.

Да и другие писатели щедро использовали аллегорические сказания. Так, М. Салтыков-Щедрин высказывал свое отношение к различным аспектам общественной жизни в своих сказках, где фигурировали карась, пескарь, под которыми, конечно же, подразумевались люди. Можно вспомнить поэму В. Маяковского с главным героем – клопом или знаменитую песнь о буревестнике, сочиненную М. Горьким.

Использование аллегории в именах собственных в произведениях

Многие писатели используют иносказания, выбирая фамилии для своих персонажей. Например, в произведениях Гоголя почти все герои награждены говорящими фамилиями. Здесь и Плюшкин, и Ляпкин-Тяпкин, и Собакевич. В поэме Грибоедова есть Молчалин и Скалозуб. Фонвизин вывел героев под именами Простаков, Свиньин, Правдин.

Каждая фамилия выбрана специально, она является аллегорией. Таким приемом писатели раскрывают свой замысел, подчеркивают образы героев.

Аллегория в живописи

Широко распространено использование аллегории в живописи. Эта традиция пошла еще со средних веков, когда художники старались наполнить картину большим количеством значимых символов. Все, что появлялось на полотне, несло определенную смысловую нагрузку. Например, изображение секстанта или астролябии намекало на научную деятельность изображаемого. Рыба, нарисованная на холсте, могла намекать на христианство, поскольку являлась одним из первых символов этой религии. Изображение пастыря с ягненком символизировало Иисуса Христа, которого называли пастырем человеческих душ.

Были и гораздо более сложные символы. К примеру, известный живописец Антоний ван Дейк, который работал при дворе английского короля Карла I, часто применял изображение подсолнечника в своих работах. Например, он оставил автопортрет с этим растением, портрет одного из придворных. Так вот на языке аллегорий, подсолнечник символизировал абсолютную королевскую власть. Это подразумевало, что как подсолнечник тянется к солнцу, оборачиваясь на него, так и придворные смотрят на короля.

Если говорить об использовании аллегорий, то без этого невозможно представить себе геральдику. Эта популярная средневековая наука, полностью основанная на иносказании. Здесь имела значение любая деталь – цвет, узор, форма.

Использование в религии

Как уже упоминалось, аллегорические образы и символы широко используются в религии, в том числе в Священном Писании. Большинство историй в Ветхом и Новом завете глубоко символичны. Например, знаменитая притча о талантах. Так в античные времена назывались деньги. История повествует, как человек уезжая, оставил своим рабам по нескольку талантов. Один из рабов приумножил таланты, один просто зарыл свой подаренный талант в землю. Нетрудно понять, что речь идет о самосовершенствовании человека, его способностей, что нельзя зарывать в землю талант, которым наградил бог. И такое второе «дно», потаенный смысл имеется в каждой библейской истории. Разумеется, присутствуют аллегории и в других священных книгах, например, в Коране.

Из всего вышесказанного нетрудно понять, что аллегории – это способ донести до человека мысль, идею, заложенную в произведении (книге или картине). Аллегории помогают сделать произведение интереснее, раскрыть полнее художественный образ. Поэтому и сегодня аллегорический язык широко применяется в искусстве.