Что такое деловой этикет?

120

Содержание статьи

Деловой этикет – это, прежде всего, поведенческие правила, созданные для сотрудников или партнеров в секторе деловых взаимоотношений, бизнеса. Этот термин объясняет существующие отношения руководителя с его подчиненными или персонала предприятия с его клиентской сферой, а также бизнес-партнеров.

Деловой этикет состоит из свода правил:

Основной функционал делового этикета – формирование свода правил, который является фундаментом для дальнейшего налаживания взаимопонимания людей. Также важную роль играют процессы удобства при деловых взаимоотношениях, целесообразный характер данных правил и их практическая сторона.

Особенности этикета:

  • содержит правила общения, присущие всему человечеству на планете – элементы вежливости, приветливости;

  • несет на себе отпечаток национальных особенностей – традиционные процессы, характерные для данной нации;

  • постулаты этикета не могут быть абсолютными, они имеют относительный оттенок, так как каждая народная культура развивается, технологически прогрессирует, то и свод этикетных норм также развивается и сменяется иными правилами, создаются новые нормы, характерные для общества данного временного периода;

  • правила условны, цель создания свода этикетных норм – облегчить общечеловеческое общение, наладить хорошие взаимоотношения между ними;

  • является своеобразной формой нравственного облика человека, его хорошие манеры служат отражением внутреннего душевного состояния, его культуры;

  • подразумевает эстетическую составляющую в своем значении.

История возникновения делового этикета

Начало этикета деловых взаимоотношений, предпринимательских переговоров было заложено в древний временной период. Первым, кто обратил на это свое внимание, стал Аристотель. Трактат «Этика Никомаха» заложил основы свода моральных правил и норм, написанных для людей, задействованных в процессах торговли, ростовщичества. Фундамент сегодняшнего российского делового этикета создал еще в 1720 г. Петр I, написав «Генеральный регламент», который не потерял свою актуальность и в наши дни.

Основные значения делового этикета

В настоящее время понятие делового этикета состоит из следующих значений:

  • горизонтальный срез – общие правила, которые действуют в области деловых процессов между одинаковыми по своему положению рабочими единицами коллектива,

  • вертикальный срез – общие правила, которые определяют особенности характера взаимоотношений руководителей с их подчиненными.

Деловой этикет – это основа любого бизнеса, без соблюдения его правил человек не добьется в своей деятельности положительных результатов. Серьезный человек с хорошей репутацией никогда не нарушит правила делового этикета, скорее он согласится на возможные финансовые потери в процессах его деятельности, чем потеряет хорошую репутацию из-за нарушения какого-либо правила или нормы. Финансовые потери возможно в будущем возместить, а хорошую деловую репутацию восстановить окажется неимоверно сложно.

Сейчас обычно говорят о различных принципиальных основах деловых взаимоотношений – прагматическая особенность, деловой вкус, утилитарный характер, целесообразное поведение и т.д. Но главная особенность любого этикета – это честность. Издавна еще на Руси купцы во время торгов совершали сделки под честное слово, тем самым доверяя своему деловому партнеру. Купеческое честное слово ценилось больше, чем любая денежная купюра. И если это слово нарушалось, то доверия такому человеку больше не было.

Принципы делового этикета

Кроме честности, деловой этикет также подразумевает следующие принципиальные основы:

  • Пунктуальность – нормой признается поведение человека, который выполняет свои деловые процессы вовремя. Опоздания наносят вред его рабочему графику, а также служат признаком его необязательности.

  • Конфиденциальность – сейчас многие сделки, уставы предприятий требуют хранения их положений, разглашение данной информации несет за собой негативный след – работник, не умеющий хранить секретную информацию предприятия, подвергнется не только выговору или увольнению, но и испортит свою деловую репутацию, что в дальнейшем ему помешает в его трудовой деятельности.

  • Доброжелательное отношение – основой деловых взаимоотношений издавна признается приветливое, хорошее, предупредительное отношение к своим коллегам, партнерам.

  • Внимание – необходимо уважать точки зрения, взгляды своих коллег или партнеров, учитывать конструктивную критику для исправления своих недочетов или ошибок в трудовой деятельности, не перечить своему руководителю, а внимательно его слушать и выполнять необходимые требования.

  • Имиджевая составляющая, внешний облик сотрудника или партнера – подбирать свою рабочую одежду согласно правилам, действующим в компании, обычно на многих предприятиях установлены традиционные нормы для внешнего облика сотрудника – черный низ, белый верх или какие-то другие цветовые схемы. Одеваться следует со вкусом, без ярких, броских аксессуаров.

  • Грамотность – деловые документы всегда проверяются на соответствие грамматических норм, не допускается искажение имен собственных, названий, географических местоположений и т.д.

Структура любого предприятия подразумевает сложную систему процессов регулирования поведенческих навыков сотрудников. Все бизнес-процессы обычно хорошо работают, когда у людей развиты такие личные качества, как совесть, профессиональный долг, честь, нравственные характеристики.

Видео: ток-шоу клуб директоров - деловой этикет

Деловой этикет. Культура общения
Ток-Шоу Клуб директоров - Деловой этикет
Светский Этикет. Деловой Этикет и Протокол.
Деловой этикет. Лекция 1. Специфика этики деловых отношений
Деловой этикет | Приветствие