Что такое метафора?

149

Содержание статьи

Слово – это мощное оружие. И если его точно направить, то оно бьёт без промаха. Удачно сказано, не правда ли? Это высказывание есть не что иное, как метафора. Словесное сравнение настолько живо передаёт суть текста, что он запоминается буквально с первой строчки! В этом обзоре мы обсудим все тонкости метафорических сравнений и определим, где их можно применить.

что такое метафора

Понятие метафоры

Для того чтобы текстовое описание не было слишком лаконичным, необходимо придать ему эмоциональную окраску. С этой целью в литературе используют метафору. Под этим красивым, но непонятным словом, как утверждает словарь, имеется в виду речевая конструкция, которая посредством сравнения одного понятия с другим придаёт повествованию новый смысл. В переводе с древнегреческого языка слово «метафора» звучит как «фигура речи». В литературе принято выделять несколько видов пробных «словесных фигур». Метафора представляет собой не что иное, как троп. Это некий поворот или оборот речи, слово, которые имеют переносное значение

Виды

Первый вид – это стёртая метафора. Такое выражение или словосочетание настолько часто употребляется и настолько хорошо всем знакомо, что его переносное значение практически не улавливается. Например, мы можем сказать о том, что пришла зима, или кружится снег, и это звучит привычно и банально, хотя все мы знаем что зима – это время года, (и она не может ходить), а снег не кружится в хороводе. Подобные словосочетания настолько обыденны, что мы порою не замечаем их. Но это есть не что иное, как метафора. Трудно представить себе скольких очаровательных выражений мы бы лишились, если бы ежедневно не прибегали к красивым сравнениям в простой речи! А уж о поэтических этюдах без метафор и речи быть не может. Вспомните строки великих Пушкина и Есенина. Они переполнены изящными сравнениями, которые заставляют нас пережить множество приятных мгновений, всколыхнув в душе каждого приятные ассоциации и воспоминания.

Второй вид сравнений – это довольно резкое метафорическое сопоставление. В данном случае сравниваются два практически несопоставимых понятия. Этот приём довольно активно используется в художественной литературе и позволяет автору создать свой неповторимый индивидуальный стиль написания.

Выделяют также развёрнутую метафору, которая подчас является не просто фразой или сравнением, а небольшой притчей.

Как рождается красочное сравнение? Для этого необходимо най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух явлений или же пред­ме­тов по какому-то признаку:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • воло­сы как серебро — сереб­ря­ные воло­сы;
  • руки как золо­то — золо­тые руки.

Как найти метафору в тексте?

Первым делом стоит проанализировать текст и определить, к какому стилю он относится.

Как правило, научный или деловой текст не предполагает использование красочных сравнений. Если речь идёт о публицистике, то в ней метафоры применяются достаточно широко. Чаще всего они основаны на аналогиях. Например, спортивных – «отправить в нокаут», театральных – «быть марионеткой в руках кукловода», игровых – «приберечь козыри на конец». Используя подобные выражения в публицистике, автор воздействует на читателя с целью пропаганды определённых идей общественного и политического характера. Рекламные компании, проводимые при условии умелого использования метафор – эффективный инструмент для достижения поставленной цели и привлечения внимания большой аудитории с формированием у неё определённых убеждений.

Если перёд вами художественный текст, то употребление красочных оборотов в нём служит для усиления эмоциональной окраски повествования. Яркие сравнения помогают выразительно описать суть тех или иных событий и позволяют автору сделать нужные акценты в изложении. Многие филологи называют метафору скрытым сравнением.

Использование оборотов в рекламе

Недооценивать роль рекламы в жизни современного человека – глупо. Мы – общество потребителей, а для того чтобы продать товар, нужно преподнести все его выгоды конечному покупателю. Причём сделать это нужно в запоминающейся форме. Но при этом яркого видеоряда и простого рекламного текста бывает недостаточно. И тут на выручку приходит метафора.

Грамотно оперируя этим понятием можно создать универсальный инструмент для продвижения товара или услуги. Именно так и поступают современные рекламные агентства. Они активно используют сравнения в рекламных роликах и слоганах. При этом майонез может быть нежным и лёгким, шоколад – добрым, а лекарство сравнивается с рыцарем в доспехах, который придёт на помощь, защитив от болезни.

Поскольку длительность рекламы всего несколько минут, нужно постараться втиснуть в это время как можно большее количество ярких и запоминающихся оборотов, поэтому сравнение используют не только в тестовых слоганах, но и видеоряде рекламных роликов.

Очень часто основой сюжета рекламного короткометражного фильма является развёрнутая метафора. За основу берутся библейские сюжеты, древнегреческие легенды и сказки. Как вариант, действие переносится совсем в иную плоскость. Так, например, реклама лекарственного средства может выглядеть следующим образом. Персонажи ролика – это органы человеческого организма (каждого из них олицетворяет актёр), ослабленные болезнью. А их спаситель – лекарственный препарат (его тоже играет актёр). Сценка, разыгранная между ними – метафора, которая позволяет усилить впечатление от просмотра рекламы, сделать бренд запоминающимся, подтолкнуть потребителя к покупке фармсредства.

В заключение обсуждения особенностей метафоры и области её применения в литературе, повседневном общении и рекламе хочется отметить всю важность этой фигуры речи. Без неё наше общение было крайне формальным и лишённым яркой эмоциональной нотки. Если вы хотите украсить свою речь оригинальными выражениями и привлечь внимание собеседника или читателя, обязательно используйте красочные сравнения.

 

Видео: что такое метафора

Метафора
Русский язык| Подготовка к ОГЭ 2017| Задание 3
Что такое метафора
Метафоры в соблазнении. Что такое метафора
NLP - НЛП. Метафора о том, что такое метафора