Что такое мышление?

60

Содержание статьи

Если ощущение и восприятие считаются низшими проявлениями существования человека, то мышление представляется высшим, напрямую связанным с деятельностью мозга. Итак, что такое мышление?

Определение понятия

Мышление стало предметом изучения философии, логики, лингвистики, психологии и других наук. Благодаря этой способности человек обрел способность анализировать и управлять своей деятельностью. Одной из главных задач мышления является собирание разрозненных фактов и построение определенной модели поведения. К числу других его задач могут быть отнесены следующие:

  • сбор и хранение информации;
  • кодирование и декодирование мыслей;
  • осуществление творческой деятельности.

Чем выше развита способность человека к мышлению, тем грамотнее он будет выбирать объекты изучения, способы анализа и синтеза полученной информации, тем сложнее и интереснее будет созданная им модель окружающей действительности.

Что говорят психологи?

Для оценки способа мышления того или иного человека психология изобрела различные тесты и методики. Известный ученый Бине предложил когда-то такую «единицу измерения» уровня его развития, как коэффициент интеллекта. Подробности о том, что это такое, подскажет словарь.

Что говорят философы?

Философы древности по-разному определяли способность мыслить. Платон придавал большое значение способности человека запоминать, Декарт полагал, что мышление и сознание – могущие отдельно существовать «субстанции», Спиноза предлагал надеяться на инстинкты тела. С течением времени наука вмешалась в процедуру определения вопроса, что такое мышление, тесно связывая мыслительный процесс с тем, что человек видит, слышит, ощущает и может обобщить. Метафизики декларируют это понятие, как способ установления связей между объектами познания с применением диалектики и логики.

Что говорят биологи?

Ученые- анатомы квалифицируют мышление, как деятельность головного мозга, точнее, его коры, чья толщина составляет всего около шести миллиметров. При этом в ней размещаются 75 % всех нейронов, причем каждый участок коры отвечает за определенные процессы, что позволяет человеку принимать решения, планировать, отвечать за содеянное и так далее. Информация поступает в мозг не только от органов зрения, обоняния и осязания, но и от кожи, испытывающей некоторые воздействия со стороны окружающей среды, мышц, сухожилий и суставов, ощущающих определенные нагрузки, и др.

Что говорят практики?

Практиками могут быть представители всех вышеупомянутых областей наук и даже не связанные с наукой люди. Они отлично понимают, что мышление – самый важный для человека процесс, и ищут пути его развития. Основной способ, по мнению всех, и ученых, и практиков, развивать мыслительные способности – это непрерывное познание. Оно может быть направлено на любые области, а может быть сосредоточено на одной-двух определенных, именно в этом случае появляются отличные специалисты своего дела, способные значительно улучшить качество жизни.

Часто бывает и так, что гений мыслительных процессов настолько далек от возможности применить отражение своего мышления, что «работает не на себя», а на благо (или, наоборот, во зло) человечества и получает результат не в момент своего существования, а в далеком или обозримом будущем.

Стандарты и нестандарты

В качестве классического примера можно привести информацию о том, как активная мыслительная деятельность целого поколения гениальных ученых привела к созданию страшного оружия – ядерной бомбы. Считается, что этому положили начало Пьер и Мария Кюри, которые проводили исследования настурана и открыли новое вещество. К этому открытию в 1911 году добавил свои мысли и опыт Эрнест Резерфорд. Затем в 1932 году Эрнест Уолтон и Джон Кокрофт достигли реального результата – им удалось расщепить атом. Наконец в 1934 году Лео Силардом, изучавшим клеточный метаболизм, была официально запатентована первая ядерная бомба.

Все эти люди обладали способностью нестандартно смотреть на мир, поэтому ими были сделаны гениальные изобретения. Но никто из них не отличался богатством. Лео Силард подписал в свое время петицию, в которой люди умоляли правительство не бомбить японские города, но прошение не помогло.

Как сказал английский философ, а также художник, писатель, переводчик Сэмюэл Батлер, «богатство не в обладании сокровищем, а в умении его использовать». Вот почему многие философы рекомендуют: если вы хотите развить мышление и быть успешным, нужно изучать биографии интересных людей, а также способы мыслительного процесса известных миллиардеров.

Особенности процессов мышления

На сегодняшний день определены основные «операции» мышления:

  • аналитика – способность проникнуть в суть любого предмета и «разбить» его основу на составляющие части;
  • синтез – умение связать друг с другом части целого;
  • классификация – выявление общих свойств предметов и объединение их в группы;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • конкретика;
  • абстрагирование.

Хочется отметить, что у «практиков» – конкретно-действенная форма мышления, и с точки зрения быта и отличного существования такие люди всегда будут успешны. У исследователей – конкретно-образный тип. А у представителей литературного, художественного творчества чаще всего сильнее бывает развит высокий тип – абстрактное мышление.

Все три разновидности – это высшая форма умственной деятельности человека. Существует классификация типов мышления в зависимости от его применения в стандартных и нестандартных ситуациях: алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, творческое, репродуктивное, продуктивное. Для их развития применяются различные упражнения и игры.

Если вы определили свой психический тип мышления, ищите упражнения для его совершенствования! Помните о том, что совершенству никогда не бывает предела.