Что такое рентабельность?

154

Содержание статьи

Каждый выпуск новостей по телевизору сопровождается экономическим блоком, в котором нередко звучат неизвестные термины, рентабельность – один из них. Чтобы понимать, о чем говорят ведущие экономических новостей, нужно знать, что такое рентабельность и для чего необходимо рассчитывать её величину.

В русский словарь этот термин пришел из немецкого языка, где слово «rentabel» означает прибыльный или доходный. В наш язык перешла не только фонетика, но и значение слова: оно определяет показатель эффективности коммерческого предприятия. Правда, термин «рентабельность» используется и некоммерческими предприятиями, в этом случае он демонстрирует эффективность использования имеющихся в наличии человеческих, технических и технологических ресурсов.

Для обоих типов компаний этот индикатор можно сравнить с вычислением КПД, этот индикатор позволяет оценить, насколько эффективно отлажена работа структуры, выявить недостатки и способы их устранения.

Разновидности

Эффективность разных предприятий зависит от множества факторов и условий, а значит, универсального алгоритма определения рентабельности не существует. В учебниках по экономике можно найти описание рентабельности следующих типов:

  • Рентабельность производства – коэффициент, показывающий целесообразность ведения данного бизнеса. Расчет этого индикатора представляет собой соотношение всех производственных издержек к итоговой прибыли. Если полученный коэффициент получается больше нуля, то производство можно считать рентабельным, если коэффициент «заполз» в отрицательную зону, то нужно либо закрывать предприятие, либо повышать его эффективность (сокращать издержки и повышать качество).
  • Рентабельность продукции – индикатор, рассчитывающийся как отношение прибыли от реализации товаров и услуг и операционных издержек. Полученный индикатор показывает целесообразность производства того или иного товара или услуги.
  • Общая рентабельность оборотных и необоротных активов – этот показатель может рассчитываться для разных временных промежутков (квартал, год, месяц). Эта характеристика показывает размер затрат, которые потребовались для того, чтобы увеличить доходность на 1 рубль. Данный индикатор рассчитывается как отношение доналоговой прибыли к сумме всех активов предприятия в выбранный отрезок времени.

Методы повышения рентабельности

Крупные и мелкие предприятия каждый день бьются над тем, чтобы повысить рентабельность, решить эту задачу можно несколькими способами:

  • Сократить себестоимость продаваемой продукции – для этого может потребоваться оптимизация штата сотрудников и замена поставщиков сырья.
  • Нарастить производственные мощности – для этого потребуются значительные инвестиции в современное оборудование, но эти затраты быстро окупятся.
  • Оптимизировать маркетинговую политику – нужно определить целевую аудиторию, после чего продвигать свой продукт на различных рекламных площадках, используя рыночную конъюнктуру.

Видео: что такое рентабельность

Что такое рентабельность
Рентабельность продаж: формула, пример расчёта и анализа
Что Такое Рентабельность Вашего Бизнеса
Что такое показатель рентабельность, формула? ROI
Что такое рентабельность бизнеса