Что является источником звука в колоколе?

70

Содержание статьи

Колокол является музыкальным инструментом, относится к группе ударных и сигнальных, состоит из полого купола и находящегося внутри него язычка, который подвешен на оси. Во время ударов о стенки купола этого язычка издается звучание. Что является источником звука в колоколе? От полого купола зависит колокольный звон, именно он является источником звука. Обычно он находится в подвешенном состоянии, но также есть и другие варианты его использования, например, иногда его закрепляют на раскачивающейся основе купольными окончаниями вверх.

Конструкция формы обуславливает общее колокольное звучание, звук возникает из-за купольного раскачивания (вернее основы закрепления) или вследствие ударов языка. В разных странах колокольный звук получают различными способами – в европейских странах раскачивается купол, в России существует древний традиционный обычай получения звука при помощи ударов языка в куполе. Это позволяет отливать даже самые огромные колокола, например, «Царь-колокол». Существуют и «безъязычные» модели, тогда звук удается получить ударами металлической колотушки о наружные стенки купола. Подобные колокола отливают из специального состава бронзы, но бывают случаи изготовления их из чугунных материалов, железного состава, серебрянного или каменного вещества, а также из стекла.

В нашем мире существует специальное научное направление, которое изучает все, что связано с колоколами, а именно кампанология (т.е. «колокол» и «учение»).

Особенности колоколов, их звучание

Всем давно известно, что звук передается по воздуху, это особенный процесс, когда возникает смешение частиц воздуха и издающих звук предметов. Звук появляется вследствие колебания тел. Язычок, ударяясь о стенки купола, вызывает его колебания, тем самым провоцируя появление звуковых волн, которые передаются воздушным путем до человеческих ушей, где уже орган слуха распознает данный сигнал, интерпретируя его своим образом – так человеку удается услышать необычный колокольный звук.

Отличительная особенность русских колоколов – это наличие у них звучности, певучести, получается это разными способами, с помощью специальных средств и методов:

  • Необходимый сплав купола – идеальные пропорции меди и олова, возможна примесь серебра.

  • Правильная пропорция – высота, ширина.

  • Толщина стен купола.

  • Разные методы подвешивания самого колокола, крепление его к основанию.

  • Сплав язычка из нужных веществ.

  • Разные способы подвешивания язычка внутри купола и т.д.

Колокол является антропоморфным инструментом. Он состоит из частей подобно человеческому организму – сверху у него находится голова (корона), расположенные на ней отверстия – уши, далее идет шейка, затем появляются плечи, после них можно заметить матицу, потом увидеть пояс, и в конце уже следует юбка или рубаха (а также тело). Любой колокол имеет свой звук, непохожий на другие, так как внутри купола прикреплялся особенным способом язык – металлический стержень с утолщением на своем окончании, или «яблоком». Он раскачивался звонарями и своими ударами о стенки купола вызывал непохожий на другие музыкальные звуки голос.

Предназначение колоколов

Сегодня колокола обычно используют для решения разных задач:

  • Религиозные цели – для призыва верующих людей к молитвенным моментам или для обозначения каких-либо торжеств и богослужений.

  • Исполнение музыкальных произведений.

  • Колокол — сигнальное средство на флоте.

  • Общественно-политические дела – всеобщий призыв людей для какого-либо собрания, набат.

Появление колокола

Исторические справки о появлении первого колокола уходят своими истоками далеко в прошлые столетия, 4000 лет назад. Первые найденные модели колокольчиков были небольшими по размеру, сделаны в Китае – XXIII-XVII век до н. э. Там же китайские мастера создали и первое музыкальное подобие инструмента из большого их количества, а именно – карильон. В европейских странах такое устройство возникло на две тысячи лет позже. Самый древний известный колокольчик — ассирийский, он был создан в IX веке до н.э.

Первые христианские европейцы полагали, что колокол – это языческий предмет. В те времена существовало много легенд, в которых было упоминание старинного немецкого экземпляра «Saufang», или «Свиная добыча». Эта легенда рассказывала историю появления данного колокола – откопали его свиньи в грязной земле. После чего его почистили и подвесили на колокольню, но из-за своей языческой сущности он не издавал ни звука, пока его не освятил епископ. Хотя, конечно, это всего лишь легенда, и многие странные и не вполне красивые и приятные названия колоколов происходят не из-за их негативных духовных сущностей, а по причине всего лишь музыкальной погрешности. Например, на ростовской звоннице есть колокола с такими названиями – «Козел» или «Баран», люди так их обозвали из-за «блеющего» звука, которые они воспроизводят. Но существуют и красивые колокольные названия – «Лебедь», который находится на звоннице Ивана Великого, у него необычайно чистое, приятное для слуха, высокое звучание.

В старинных европейских странах колокол имел важную функцию – он служил церковным голосом. На стенках купола мастера гравировали надписи – библейские цитаты. В Италии с древних времен сохранилась традиция под названием «крестины колокола», в России данный процесс подразумевает православное освящение колокола.

Еще в старину у людей было верование в то, что удар в колокол поможет устранить нечистые злые силы. Это убеждение в дальнейшем легло в основу многих религиозных направлений и заложило фундамент появления колокольного звона на Руси. Звон коровьих колокольчиков, любой кухонной утвари и т.д. помогал защититься простым людям от нечистых сил, стихийных явлений, хищных зверей, прогонял болезни. До сих пор эти убеждения в чудотворной спасительной силе колокольного звона хранятся во многих религиозных учениях, например, у разных шаманов, буддистов и т.д. Они всегда используют во время молитв или служений различные колокольчики.