«Это что за птица?» Сутеева: какие уроки могут почерпнуть юные зрители?

10

Содержание статьи

На книжках и мультфильмах Владимира Сутеева выросло не одно поколение детей. Вместе с его героями маленькие зрители не только учатся быть добрыми, справедливыми, отзывчивыми, но и знакомятся с животным миром, ведь почти все персонажи – это звери, птицы или насекомые.

Это что за птица?

Сказка «Это что за птица?» Сутеева – это фантазия на тему того, как мог бы выглядеть гусь, если бы у него был другой клюв (шея, лапы, хвост). Детям она помогает узнать, как выглядят разные птицы и понять, зачем лебедю нужна длинная шея, пеликану – большой клюв, а цапле – длинные ноги. А еще она дает ответ на вопрос, почему все эти части тела совершенно не подходят гусю. Оказывается, что с длинными ногами невозможно плавать в пруду, с пеликаньим клювом не получится щипать траву, а маленькие вороньи крылья не смогут поднять в воздух упитанную тушку гуся. Глядя на гуся, дети получают очень важный урок: не стоит завидовать тому, что есть у кого-то из окружающих, возможно, то, чем владеешь ты, гораздо ценнее и принесет тебе большую пользу.

Похожая тема развивается и в другой сказке Сутеева «Цыпленок и утенок». Два неразлучных друга, цыпленок и утенок, проводят все время вместе. Вот только более бойкий утенок делает то, что ему хочется, а цыпленок просто повторяет за ним, чтобы не отставать от своего друга. Он точно так же пытается ловить бабочку, доставать из воды червяка и даже смело прыгает в пруд, чтобы доказать себе и окружающим, что он ничуть не хуже смелого утенка. Вот только такое безрассудство заканчивается почти плачевно: пока утенок плавает в пруду, цыпленок едва не расстается с жизнью, начав тонуть. Благодаря маленьким пернатым друзьям из сказки Сутеева ребенок получает еще один важный урок: не надо пытаться подражать кому-то, завидуя его умением. Надо просто искать собственный путь в жизни, не боясь говорить «нет».

что это за птица сутеев

Знакомство с животным миром

Персонажи Сутеева – не совсем типичные советские герои. С одной стороны, сказки и мультики легендарного советского художника и писателя не лишены характерной назидательности, с другой же – персонажи демонстрируют типичные черты, присущие животным их вида. Так, например, в сказке «Кто сказал Мяу?» маленький щенок ведет себя точно так же, как это делал бы на его месте любой молодой пес. Вместо того, чтобы подумать или проанализировать информацию, он бездумно бежит туда, откуда слышится звук, точно так же, как все щенки бросаются на неизвестный раздражитель. Вполне естественное поведение демонстрирует детям и пушистая героиня сказки «Капризная кошка», которая проявляет интерес к своей хозяйке ровно до тех пор, пока ей самой этого хочется. Стоит только девочке сделать то, что кошке не нравится (пририсовать собачью будку возле домика), как ее любимица тут же демонстративно уходит, показывая свой непокорный характер.

Знакомство с героями Сутеева помогает детям лишиться части иллюзий по поводу окружающего их животного мира. Звери и птицы от рождения имеют определенные черты характера, обладают склонностями и умениями. Юные зрители начинают понемногу понимать, что животные не обязаны соответствовать их ожиданиям, ведь им сложно переступить через свою природу. Такие истории делают самих детей более ответственными, серьезными и даже мудрыми.