Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?

1019

Первым делом при прочтении вопроса: какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом, в голову приходит один ответ – «цилиндр», и мы вспоминаем о барабане. Но нет! В данном случае – это треугольник, выполненный из металла и подвешиваемый на проволоке, тоже ударный инструмент. Толстый металлический прут, из которого изготавливается triangolo (итальянский вариант названия), остается открытым в одном из углов. Ударяют по triangle (так это слово произносится по-французски) тонкой металлической палочкой, которую музыканты прозвали гвоздем. Звук слышен высокий, при сильном ударе – немного пронзительный, при слабом – нежный и легкий, напоминающий звон маленьких колокольчиков.

История треугольника

Композиторы оркестровых произведений используют звук инструмента для создания эффекта сказки. В «Пер Гюнте» Грига есть невыразимо прекрасный «Танец Анитры», включенный в ту часть, где главный герой оказывается у африканских бедуинов, и дочь вождя начинает танцевать.

Кто-то называл звуки треугольника «янычарскими», Римский-Корсаков использовал его в своей «Шехерезаде» (фрагмент «Испанское каприччо»). Бразильские и португальские танцы часто сопровождаются музыкой с вкраплением четких ударов по треугольнику (парный танец «фохо»).

Прошлое и будущее геометрической фигуры – музыкального инструмента

Впервые упомянут этот музыкальный инструмент в семидесятых годах восемнадцатого столетия, когда он появился в музыке Глюка и Моцарта. Предположительно временем его создания считается начало пятнадцатого века, и если верить изображениям, он больше напоминал трапецию. В России им пользовались музыканты военных оркестров, и он даже получил особое название – трензель.

Инструмент выглядит предельно простым, но если его изготовитель ошибется в выборе материала, толщине прута, звук не получится требуемым.

Различают такие треугольники:

  • большой;
  • малый;
  • средний.

Длина основания большого – 150 миллиметров.

Подвешивать треугольник лучше всего на струне, тогда его серебристый тон не будет приглушен. Качество звука зависит также от толщины и длины ударной палочки – до 220 мм длины с диаметром от двух с половиной миллиметров. Палочки тоже подразделяются на тонкие, средние и толстые. Опытные музыканты используют два «гвоздя», которыми исполнитель ударяет то попеременно, то вместе двумя руками. Зная, в какое место и с какой силой ударить, музыкант добивается разных звуков.

Гайдн и Штраус, Грэтри и Щедрин, Берлиоз и Малер, Шостакович, Эшпай и многие другие выдающиеся композиторы разных времен и народов включали звуки, издаваемые треугольником, в свои симфонические произведения. Интересно, что авторы не указывали ни размеры треугольников, ни параметры ударной палочки, ни длительности нот: музыкант, по их мнению, сам должен был угадывать требуемое.

Современные треугольники высокотехнологичны и издают широчайшую палитру звуков.