Какое соотношение дает чистую квинту?

154

Содержание статьи

Музыкальная теория довольно сложна, что подтверждается уроками сольфеджио, которые так не нравятся многим детям, обучающимся игре на том или ином инструменте. Однако все же следует уяснить азы, позволяющие ясно и четко ориентироваться в интервалах: примах, терциях, октавах, квартах и других. А какое соотношение дает чистую квинту?

чистая квинта

Что такое квинта?

Для начала стоит разобраться в том, что такое квинта. Термин «quinta» (латынь) обозначает числительное «пятая». Если рассматривать обертоновый ряд, то по отношению к основному тону квинта идет первой, поскольку она является вторым обертоном звука.

Когда в музыкальном контексте речь заходит о квинте, то чаще всего говорится именно о чистой квинте, которую принято считать понятием из категории совершенных консонансов. Звучание такого мелодического интервала кажется одновременно пустым и широким. При этом в нем присутствуют некоторые воинственные, жесткие оттенки.

Музыкальные теоретики утверждают, что в звуке квинта присутствует изначально в виде призвука. Если в композиции содержится очень много таких интервалов, звучание становит крепким и мощным.

Пятая ступень, как часто называется квинта, — это доминанта. Для построения мелодического интервала всегда создают расстояние между двумя нотами. При воспроизведении чистой квинты оно равно пяти ступеням или 3.5 тонам. Наглядный пример чистой квинты – задействование нот «до» и «соль». В музыкальной грамоте (письме) этот мелодический интервал принято обозначать как Ч5. Получить такое соотношение довольно просто. Музыканты предлагают перенести верхний звук, содержащийся в чистой кварте всего на одну октаву. Результатом такого эксперимента окажется резкая по звучанию чистая квинта.

Примеры интервала в музыкальных произведениях

Чтобы было легче запомнить звучание, которое дает этот музыкальный интервал, стоит указать произведения, содержащие его:

  • «Хороши весной в саду цветочки» Мокроусова;
  • «Still loving you» Scorpions;
  • «Сирень-черемуха» Милютина (начало);
  • «Сид и Нэнси» Люмена.

Тон, образующийся между пятью нотами, принято называть диатоническим или основным. Он выстраивается между ступенями минора и мажора натурального вида. Достаточно большой мелодический интервал можно увеличить либо уменьшить. Для этого следует повысить или уменьшить одну из ступеней. Разница должна составлять не более полутона. Полученный в результате таких манипуляций интервал будет называться хроматическим.

Если чистая квинта равна трем с половиной тонам, то увеличенный вариант достигает четырех тонов. Уменьшенная квинта не превышает всего трех тонов. В качестве примера увеличенного музыкального интервала можно привести сочетание нот «ре» и «ля диез». Между ними как раз образуется промежуток, составляющий четыре тона. Увеличение происходит за счет использования диеза. Именно он дает необходимые полутона.

Математическое представление о чистой квинте

Нельзя отдельно не оговориться о математической чистоте данного соотношения нот. Если выстраивать расстояние от одной квинты до другой, то получается двенадцать шагов. Это полное прохождение всего звукоряда. При этом возврат к исходной позиции при максимально строгом учете чистоты интервала столкнется с небольшим сдвигом чистоты в сторону. Что это означает? Звук, с которого все начиналось и шло построение первой квинты, не будет совпадать с более высоким аналогом при условии помещения их в единый регистр. Это понятие музыкальными теоретиками названо коммой.

«Разбег» будет составлять 23,46 цента в сторону уменьшения расстояния. Несовпадение будет обнаружено спустя семь октав.

Неужели данная проблема является неразрешимой? Вовсе нет. Во избежание такого музыкального несовпадения был предложен так называемый темперированный строй. Его уникальная особенность заключается в равномерном распределении коммы между каждым составным элементом целого звукоряда. Но важно учитывать, что существует ряд музыкальных инструментов с нетемперированным строем, которых данное правило не касается. Их особенность заключается в постоянном воспроизведении чистых интервалов.

До формирования темперации само по себе соотношение Gis-Dis относилось к категории диссонансов. В партии, написанные для клавишных музыкальных инструментов, такие мелодические интервалы старались не включать.

Широко распространено еще одно понятие, тесно взаимосвязанное с термином «чистая квинта». Это движение по квинтовому кругу, которое наиболее распространено в джазовом творчестве. Знатоки музыки утверждают, что существуют целые темы, в которых можно услышать полное прохождение такого круга по циклу. Наглядный пример подобного музыкального произведения – «Четыре брата».

Видео: part 1 - the turn of the screw audiobook by henry james (chs 01-08)

Part 1 - The Turn of the Screw Audiobook by Henry James (Chs 01-08)
Part 6 - Scaramouche Audiobook by Rafael Sabatini - Book 3 (Chs 01-04)
n2o