Навыки дошкольников: как правильно их сформировать?

Семья и дети

Навыки дошкольников - средство достижения успеха в дальнейшей жизни. Взрослым необходимо помогать малышам совершенствовать умения в ключевых сферах деятельности.

Любящие своих чад родители видят основной задачей воспитание самостоятельных личностей, готовых борьбе с жизненными неурядицами и созиданию собственного будущего. В значительной степени реализация этих целей зависит от поведения самих детей, но база успеха закладывается еще в малолетстве матерями и отцами совместно с педагогами. Простые навыки дошкольников, усвоенные при содействии взрослых, станут залогом дальнейшего обретения самостоятельности и успешности освоения нужных умений и знаний.

Коммуникативные навыки дошкольников: особенности прививания

Пути развития

Поскольку человек — социальное существо, основным инструментом его самореализации и занятия подходящего места в обществе служит эффективное общение. Умение общаться, выслушивать собеседника, грамотно и доступно излагать ему собственные аргументы, достигать при необходимости компромисса — все это доступно тем, кто в малолетстве научился правильно пользоваться собственным речевым аппаратом.

Формирование навыков общения у дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  • стимулирование интереса к взаимодействию с окружающими;
  • поиск способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • прививание умения контактировать со сверстниками;
  • обучение тому, как справляться с негативным опытом коммуникации.

мама с ребенком

Практическое применение принципов коммуникации

Опытные педагоги понимают: продуктивному развитию коммуникативных навыков у дошкольников способствует непринужденная игровая атмосфера. Взрослые отслеживают ситуации взаимодействия ребят в игре, наблюдают за возникающими конфликтами, задают направление их разрешения. Малышам подсказывают, какие слова подбирать, если при общении с окружающими возникают проблемы. Параллельно прививают принципы вежливого обращения к другим.

Чтобы развивать социальные навыки дошкольника, рекомендуется периодически задавать детишкам игровые ситуации, которые им потребуется разрешить. Варианты следующие, а выбирать из них приемлемые стоит с учетом возрастных особенностей:

  • Встретился обиженный малыш — как его успокоить?
  • Заблудился — куда обратиться и как выспрашивать дорогу?
  • Ровесник пришел с новой игрушкой — необходимо попросить у него одолжить ее.
  • Рассказать другим ребятам про определенный предмет, не называя, но так, чтобы они его угадали.

дети

Культурно-гигиенические, графомоторные, трудовые навыки дошкольников

Самостоятельный труд — средство достижения благосостояния, обеспечения собственной материальной независимости. От взрослых зависит, насколько кроха будет приучен самостоятельно трудиться, обслуживать себя. Параллельно необходимо развивать графические навыки у дошкольников, нужные для освоения письма. Действовать надо в нескольких направлениях.

Труд

Родителям стоит поощрять проявления детской инициативы касательно выполнения домашних обязанностей. Пусть чадо поначалу неумело заправляет постель, неловко делает уборку. Важнее то, что он или она изъявили желание оказать взрослым помощь. Тем вместо критики желательно похвалить за инициативность, затем показать, что недоработано и как это исправляется.

Дальнейшее трудовое развитие ребят осуществляется несколькими путями:

  • обучение организации рабочего места;
  • демонстрация обращения с инструментами или другими приспособлениями;
  • показ приемов изготовления поделок либо изделий, находящих практическое применение;
  • обязательная уборка за собою по завершении работы;
  • уход за используемыми инструментами, определение подходящего места их постоянного хранения.

уборка с детьми

Культура и гигиена

Прививание гигиенических навыков начинается с демонстрации элементарных вещей: приемов мытья рук, очистки зубов, ополаскивания рта после еды, аккуратного складывания или развешивания одежды. Надо акцентировать внимание, что зубные процедуры проводятся минимум дважды за сутки, руки тщательно промываются после улицы, посещения санузла, грязной работы.

Малыши не сразу запоминают верную последовательность действий или принципы их осуществления. Потому нужно периодически восстанавливать в их памяти такую информацию. Пригодятся яркие картинки — созданные в цифровом виде, затем распечатанные, или нарисованные от руки. На их фрагментах показывается порядок надевания вещей перед уходом на улицу, чистки зубов, отмывания грязных рук.

ребенок умывается

Подготовка к письму

Методы, при использовании которых формируются графомоторные навыки у дошкольников, зависят от конкретного возраста. Детям первых лет жизни дают возможность прорабатывать мелкую моторику: пересыпать крупы, нанизывать на леску либо проволоку крупные бусины, листать книги. Этот процесс контролируется взрослыми — во избежание заглатывания чадами используемых предметов.

3-5-летних обучают шнурованию обуви, лепке с небольшой детализацией изображения, складыванию бумаги. Старших дошкольников постепенно приобщают к прописям. Пока там нет букв — только завитки, крючки, палочки, другие детали. Такие упражнения предлагаются регулярно — ради закрепления полученных навыков.

ребенок пишет

Теги:
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.