12 лучших книг для осени

Культура Книги

Подборка книг для вечернего неспешного чтения в сиреневых прохладных сумерках осени.

Осеннее настроение всегда пронизано терпкой, едва уловимой горечью — потому что вечерние прогулки по делам на пронизывающем ветру не доставляют никакого удовольствия, да и дождь снова зарядил. В это время особо остро кажется, что мы все стоим на цыпочках — каждый на берегу своего одиночества — и отчаянно пытаемся отыскать хоть немного тепла и нежности за пеленой осенней хандры. Хотя бы и в книгах.

“Сто лет одиночества” Габриэль Гарсия Маркес

Для того, чтобы написать этот культовый роман, тогдашний редактор киносценариев бросил работу, заложил машину и задолжал всей округе — лавочники считали, что вносят свою лепту в написание чего-то великого, но кормить семью Маркеса бесплатно все же не желали. Многослойное, неспешное повествование о жизни огромной семьи в затерянном бог весть где городишке, пронизанное сочными образами и плотной магией невозможного: “вещи тоже живые, нужно только уметь разбудить в них душу”. Удивительно выпукло нарисованные характеры героев и гипнотизирующий даже в переводе слог.

габриэль гарсия маркес сто лет одиночества

“Иллюзии” Ричард Бах

В предисловии Бах признается, что после знаменитой “Чайки” ему больше нечего сказать миру. Тем не менее, роман был написан — и он безусловно хорош. Главный герой летает над зелеными полями на маленьком двухместном самолете — и вдруг — случайно ли? — встречает самого обычного Мессию. Учится творить чудеса, ходить по воде и плавать по земле — чтобы в конце концов оказаться перед лицом куда большего количества вопросов, чем ответов. Для тех, кому осенью сладко думать о вечном — о смысле жизни, например.

ричард бах иллюзии

“Несколько торопливых слов любви” Дина Рубина

Сборник рассказов о любви — короткие и емкие, торопливые и объемные зарисовки Дины Рубиной. Великолепный язык, потрясающее чувство юмора — и очень тонкое чувство трагедии и безысходности в самом простом и вроде бы обычном. Можно прочесть целиком за один присест — или растянуть на несколько вечеров уютного и вкусного чтения.

дина рубина несколько торопливых слов

“Три товарища” Эрих Мария Ремарк

Молодость, бунт, верность, азарт, смех как способ убежать от давящей реальности — и всепоглощающая, неистовая любовь. То чувство, за которое стоит и умирать — и жить, несмотря ни на что. Роман о полном и безжалостном крушении иллюзий — цитаты можно выписывать в отдельный блокнот, особенно если книга читается впервые. Или улыбаться им тихонько, словно старым знакомым.

эрих мария ремарк три товарища

“Любите ли вы Брамса?” Франсуаза Саган

Несчастливая женщина на пороге осени — в свои 39 она окружена вязким одиночеством и мучительной привязанностью к своему мужчине, который не умеет или не хочет любить. Внезапный роман с двадцатипятилетним сыном подруги, разрыв с Роже, всплеск чувственности — и неизбежное осознание еще большей усталости от себя самой, от обманчивого блеска чужой и беззаботной молодости рядом, от нерешительности и лживости. От невозможности что-либо удержать, присвоить или хотя бы почувствовать ненадолго ладонью или сердцем. Правдивое и негромкое повествование о том, как встречать осень жизни.

француаза саган любите ли вы брамса

Рассказы О. Генри

Рассказы по большей части смешные. Но это всегда смех с налетом грусти, с оттенком печали. Остроумно описанные характеры персонажей, забавные сюжеты и зачастую неожиданный финал, напоминающий о весьма своеобразном чувстве юмора того, кто много выше и мудрее нас. Очень колоритно переданная атмосфера промышленного бума Америки конца XIX века со всей великолепной романтикой ковбоев, жуликов, благородных девиц в пансионах и дам полусвета в пикантных ситуациях.

о генри полное собрание рассказов

“Праздник, который всегда с тобой” Эрнест Хэмингуэй

Автобиографические заметки-размышления легендарного писателя, уже чувствующего приближение смерти: в виде книги Хэмингуэй так и не увидел этого своего произведения, ее издала четвертая жена и вдова писателя, Мэри Уоллш Хэмингуэй. Воспоминания о временах литературных и жизненных открытий, безмятежной молодости, трудностях ремесла писателя, голоде от недостатка заработков в великолепном Париже 1920-х годов, куда Хэмингуэй отправился учиться работать и любить с Хэдли, своей первой женой.

эрнест хэммингуэй праздник который всегда с тобой

“Заповедник” Сергей Довлатов

Одна из лучших книг писателя. Излюбленная им тема “лишнего человека”, отстраненно и иронично созерцающего за проживанием собственной жизни. Мрачная и искрометная повесть о попытках выжить среди серости, мерзости и равнодушии окружающих. Впрочем, главный герой ничуть не делает попыток казаться лучше, чем он есть — лентяй, мечтатель и пьяница, умело подмечающий и описывающий смешное даже там, где смеяться вовсе не хочется. «Я хотел изобразить в Пушкинском заповеднике литературного человека, проблемы которого лежат в том же аспекте, что и у Пушкина: деньги, жена, творчество, государство. И дело отнюдь не в способностях героя…” — в чем, собственно, дело, каждый ответит для себя сам.

заповедник сергей довлатов

“Мне б хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал” Анна Гавальда

12 новелл, дюжина осколков чужих жизней, каждая из которых могла бы легко встать точным паззлом в жизнь любого из нас. Герои — в точности такие, как мы. Страдают бессонницей, зубной болью и несовершенством этого мира — ну так а другого нам почему-то никто не дал, придется как-то уметь совершенно не героически просыпаться, неуклюже врать, опаздывать на работу, обжигаться чаем и глотать вино. Пугаться своих чувств, невпопад вспоминать глупости и отчаянно хотеть, что кто-то где-то и когда-то нас ждал. Пускай такой же бестолковый и немолодой, но пусть все же будет где-то там. Пусть будет.

анна гавальда мне бы хотелось чтобы меня кто нибудь ждал

“Даниэль Штайн, переводчик” Людмила Улицкая

Книга-лекарство от осеннего хмурого настроения. Роман вовсе не веселый: это рассказ о жизни немецкого переводчика, партизана и одновременно католического священника, которому приходится регулярно спасать жизни других и свою собственную во время Второй мировой. Герой борется то с обстоятельствами, то с несправедливостью мироустройства и невзгодами военного времени, то со своими собственными страхами.

даниэль штайн переводчик людмила улицкая

“Sapiens. Краткая история человечества” Юваль Харари

Откуда мы взялись — и куда идем. Человечество как биологический вид — всего лишь один, и далеко не самый удачный пример эволюции, доказательство чему мы можем видеть вокруг нас своими глазами. Изначально уготованная этому животному роль была ничуть не важнее тех же горилл, или каких-нибудь там светлячков с медузами. Однако же десятки тысяч лет назад произошел некий сдвиг, который резко поменял баланс сил в природе. Талантливо и интересно написанная книга Юваля Харари дает довольно оригинальную трактовку версий нашего происхождения — и размышления о том, что произойдет дальше, если мы продолжим играть с окружающим миром в свои неумные и опасные игры.

sapiens юваль ной харари

“Шантарам” Грегори Дэвид Робертс

Книга по праву признана одним из самых поразительных романов последних лет. Это глубокая и пронзительная исповедь человека, стремительно и болезненно провалившегося в бездну — и сумевшего над этим провалом подняться. Проблемы с законом и наркотиками, застенки тюрьмы, побег в экзотическую Индию, чтобы зайти на второй круг персонального ада с торговлей оружием и разборками с местной мафией — динамика сюжета-триллера разворачивается настолько быстро, что едва успеваешь следить за перемещениями главного героя. А эмоциональная подоплека прорисовывается далеко не сразу, зато потом встает в полный безжалостный рост драматичной и настоящей любовью, которую так легко потерять — и которая загромождает собой все остальное, делает несущественным все, что было — до. Обретет ли покой мятежное и неугомонное сердце героя?

шантарам
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.