В кино идет одна из главных премьер этого года – новая лента Гильермо дель Торо о немой уборщице, полюбившей пойманного в реке «Ихтиандра». Критики и зрители единодушно признают этот фильм одним из лучших как в карьере режиссера, так и в ушедшем 2017 году. А мы выясняем – почему.
Лучший фильм Гильермо дель Торо
Этого тяжеловесного мексиканца каждый из вас помнит по-разному. Кто-то – по уморительному «Хеллбою» или зубодробительному «Тихоокеанскому рубежу». Кто-то – по страшным подземельям «Лабиринта фавна» или мальчику с пробитой головой в «Хребте дьявола». Дель Торо – мастер на все руки, чьи выдумки породили одних из самых страшных и притягательных монстров в современном кино.
«Форма воды» – самое совершенное и зрелое творение режиссера, в котором он умело сталкивает классический жанр ужасов («Создание из Черной лагуны») с архетипичной историей любви. Но не только за это фильму вручили одну из самых престижных наград в мировом кино – «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля – и прогнозируют уверенную победу на «Оскарах». Дель Торо, кажется, впервые удачно совместил свою синефильскую любовь к кино (его новый фильм буквально кишит отсылками к киноклассике) и понятную каждому историю преодоления – и получил на выходе фильм, который трогает практически любого зрителя.
Аллегория нашего времени
Действие фильма происходит в 60-е годы, когда Америка была еще глубоко консервативной страной, а коммунистическая угроза буквально витала в воздухе. Как и сейчас, далеко не все люди тогда были довольны жизнью – и дель Торо фокусируется как раз на таких героях-отщепенцах (среди них есть и русский шпион), счастье каждого из которых находится глубоко под запретом общества или руководства.
В любви главной героини к жабровидному монстру можно не без труда разглядеть как ретро-сказку, так и радикальный вызов времени, в котором к власти вновь приходят консервативные силы (речь идет в первую очередь о Штатах). Дель Торо лишний раз напоминает, что право на личное счастье и любовь – неотъемлемая часть любого из нас. А борьба за них и есть то, что делает нас человечными.
Триумф волшебства кино
Свою нехитрую аллегорию Гильермо дель Торо заворачивает в привычную оболочку сказки, рассказанной тихим вечером у огня, – и это именно то, ради чего стоит идти в кино! От музыкального сопровождения до изумительных визуальных решений «Форма воды» умело балансирует, подобно прошлогоднему «Ла-Ла Ленду», между вымыслом и реальностью, попеременно впадая то в одну, то в другую крайность.
Так, многие сцены режиссер нарочно снимал в стиле мюзикла, чтобы создать ощущение воздушности главной героини. А в определенный момент, лишенная дара речи, она и впрямь уносится по ту сторону экрана, где одной только песней может выразить глубину своих чувств. Впрочем, не надо забывать, что, как и все настоящие сказки, «Форма воды» местами бывает жестока и не чурается эротических сцен.
Главный кандидат на «Оскар»
Начиная со своего осеннего триумфа («Золотой лев» в Венеции), «Форма воды» уверенно идет к заветной награде – «Оскару» за лучший фильм года. На этом пути она уже собрала немало похвал и призов гильдий, равно как и «Золотые глобусы» за режиссуру и саундтрек. Стоит ли ожидать победы ленты в аналогичных номинациях на «Оскаре» – пока еще большой вопрос. Пожалуй, единственное, что может помешать дель Торо собрать заслуженные статуэтки, – новая лента ирландского драматурга Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», которая уверенно следует за «Формой воды» по пятам в борьбе за главную номинацию. Но, как бы ни сложилась судьба, уже понятно, что перед нами – настоящее искусство и одна из лучших киносказок последних лет.
Оставить комментарий