8 лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Кино, музыка и искусство

22 июня — день начала Великой Отечественной войны, ныне ставший общегосударственным траурным днем. Какой запечатлели войну великие советские режиссеры и какой урок из их фильмов может извлечь поколение, никогда не видевшее страшных боев?

«Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну» — в голове любого россиянина, вне зависимости от возраста, эти слова звучат голосом советского диктора Юрия Борисовича Левитана. Событие, которое началось 22 июня 1941 года в 4 часа утра, мы пытаемся осмыслить уже более 70 лет, и в этом нам помогают писатели и режиссеры. Мы составили список из 8 лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне и ее последствиях, чтобы в День памяти и скорби вы могли вспомнить о тех, кто погиб за мирное небо над нашими головами, и подумать о том, как же произошла главная трагедия XX века.

«Баллада о солдате», 1959 год

Молодой боец Алеша Скворцов совершает настоящий военный подвиг — подбивает два немецких танка. В награду он просит разрешения повидаться с матерью. По дороге Алеша знакомится с разными людьми, слышит много чужих историй, помогает товарищам и даже успевает влюбиться. В конце пути он обнимает мать и снова возвращается на фронт.

«Баллада о солдате» представляется нам неким архетипом советских фильмов о войне. Это картина не о людях, а об идеях — иде

и подвига, идеи патриотизма, героизма, благородства, идеи любви. Симпатичный Алеша Скворцов вряд ли мог бы существовать в реальной жизни — он максимально добр, бесстрашен, верен долгу. Он искренне любит мать, но еще больше любит Родину, его чувства к девушке чисты и невинны, его отношение к окружающим благородно и добродушно. «Баллада о солдате», конечно, фильм печальный, но печаль эта светлая, немного отстраненная, потому что герои нам хоть и бесконечно симпатичны, но все-таки эмоционально не близки.

лучшие фильмы о войне

«Судьба человека», 1959 год

Шофер Андрей Соколов в первые месяцы войны попадает в концентрационный лагерь. Отчаяние, смелость и сила духа помогают ему выжить и сбежать, но, вернувшись на родину, Соколов узнает, что семья его погибла, а от дома осталась только воронка.

Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека» удивляет своей кинематографичностью. Писатель как будто создавал не литературное произведение, а готовый сценарий — настолько в повести все динамично и насыщенно. Дебютант Сергей Бондарчук правильно понял замысел Шолохова. Конечно, «Судьба человека» рассказывает историю не одного Андрея Соколова, а, скорее, историю всей России. Отсюда и такая высокая концентрация событий, трагедий и боли. Андрей Соколов, будучи невероятно сильным и стойким человеком, все-таки поближе к простому человеку, чем тот же Алеша Скворцов. Во-первых, неоднозначен его статус военнопленного — это сейчас мы относимся к узникам лагерей как к героям, прошедшим через ад, а в Советском Союзе они считались предателями и преступниками. Во-вторых, очевидно, что к своим родным людям и стенам Соколов привязан ничуть не меньше, чем к родине, и после освобождения он тянется к нормальной семейной жизни, а не подвигам на благо государства. И понимающий зритель искренне радуется тому, что в конце фильма у героя, олицетворяющего весь русский народ, появляется надежда на светлое будущее.

«Судьба человека», 1959

«Они сражались за Родину», 1975 год

Июля 1942 года. Обескровленный советский стрелковый полк отступает к Сталинграду, оставляя немцам небольшие селения, в которых все еще живут люди. Солдаты вступают в бои с врагом, но не могут прекратить отступление и спасти жителей хуторов и деревень, которые готовы отдать последнее за жизнь и свободу.

Через 16 лет Сергей Бондарчук — уже опытный режиссер, снявший «Войну и мир» — снова обращается к Шолохову. На этот раз режиссер хочет показать истинный масштаб войны: в его новой эпопее 57 «главных» ролей, 80 второплановых и бесчисленное количество массовки. «Они сражались за Родину» снимали под Волгоградом — в месте, где на самом деле происходили описываемые в фильме бои. Заброшенные селения отстраивали заново и взрывали, всю растительность, выросшую за мирные годы, безжалостно выкосили, землю, все еще начиненную минами, обезвреживали, чтобы снова превратить театр военных действий. Но самым страшным в фильме оказались не взрывы и трупы, а отчаяние оставляемых на растерзание людей, бессилие отступающих солдат, молчаливые пейзажи выжженных полей. Но, как и в «Судьбе человека», в этом фильме есть надежда — да, бойцы отступили в город, но к ним подтягиваются значительные силы Советской армии, а значит, немцам дадут бой. Главная роль в этом фильме стала последней для прославленного писателя и актера Василия Шукшина — он умер, не успев закончить работу над картиной.

«Они сражались за Родину», 1975

«В бой идут одни старики», 1974 год

Молодые летчики Александров, Щедронов и Сагдуллаев попадают на фронт во время битвы за Днепр. Они просятся во вторую эскадрилью, известную как «поющая»: местные летчики сформировали собственный оркестр, с которым выступали после боев. Музыкальные юноши подошли для необычной эскадрильи, но в бой их пока не пускают — слишком молоды. Молодым летчикам еще предстоит научиться воевать, влиться в оркестр и пережить первую любовь.

Картина Леонида Быкова тоже по-своему масштабна и эпична, но современники особенно ценили ее за правдивость: режиссер и сценаристы постарались, чтобы все герои фильма имели прототипы, все истории были взяты из жизни и даже мелкие детальки были невыдуманными. И у них это получилось: легендарный летчик Александр Покрышкин после премьеры встал и сказал, что да, так и было. Зрители полюбили фильм за человечность: здесь и песни, и юмор, и военный быт — все, как у настоящих людей, а не у идеальных героев. А вот чиновникам в картине Быкова именно это и не понравилось. Фильму долго не давали добро и не хотели пускать в прокат, но все-таки сдались под напором общественного мнения — многие ветераны требовали пустить в кинотеатры картину об их молодости.

«В бой идут одни старики», 1974

«А зори здесь тихие», 1972 год

Старшина Федот Васков получает в командование небольшой отряд из девушек-добровольцев. Одна из них случайно замечает в лесу двух немецких разведчиков. Старшина сам, без разрешения начальства, решает обезвредить врагов силами пяти совсем юных зенитчиц.

Автор одноименной повести Борис Васильев собирался описать реальный случай, когда семеро солдат ценой своей жизни обезвредили немецких разведчиков и не позволили им взорвать железную дорогу. Но главными героями этой истории были мужчины, что превращало ее в типичный военный эпизод. Тогда Васильев понял — нужно сделать героев девушками. На фронте их было около 300 тысяч, но никто об этом не рассказывал.

Для режиссера фильма Станислава Ростоцкого история получилась тоже очень личной — его на фронте спасла медсестра, которая протащила раненого Ростоцкого несколько километров до стоянки своих. Для режиссера, как и для писателя, самым важным было показать, насколько тяжелее приходилось женщинам-солдатам, которые, участвуя в боевых действиях наравне с мужчинами, оставались женами, матерями и мечтательными девушками. Ростоцкий даже показал своих героинь обнаженными, чтобы зритель понял, что в кадре пулевые и ножевые ранения получают не мощные тела солдат, а хрупкие женские тела, которые должны были рожать детей. Фильм получился пронзительным и достоверным, потому что исполнительницы главных ролей не понаслышке знали, как выглядят женщины, прошедшие войну, — ведь они были первым послевоенным поколением. Кроме того, Ростоцкий уловками добивался от актрис максимально искренней реакции в самых напряженных моментах. Режиссер не стеснялся пугать и шокировать девушек, а одна из актрис чуть в самом деле не утонула в болоте, когда снималась в сцене гибели своей героини.

«А зори здесь тихие», 1972

«Летят журавли», 1957 год

22 июня 1941 года. Борис и Вероника гуляют и думают о свадьбе, еще не зная, что в этот день начнется война, которая их разлучит. Отчаявшись получить весточку с фронта от Бориса и потеряв родителей, Вероника выходит замуж за двоюродного брата своего жениха, о чем впоследствии сильно жалеет.

Удивительно, но самая известная, самая знаковая и самая пронзительная картина о Великой Отечественной войне очень не похожа на классические военные фильмы СССР. В центре повествования не герой и его подвиг, а драма слабой женщины, не дождавшейся любимого с войны. И выходит, что фильм не о доблести и патриотизме, а о сомнениях и искуплении. Этим он и зацепил зрителей всего мира. Мятущаяся, ошибающаяся, страдающая Вероника ближе сердцу простого человека, чем рыцари без страха и упрека. Всем нам хочется иметь право на ошибку и малодушие, поэтому мы с радостью прощаем их героям кино. Снова и снова пересматривая «Летят журавли», зритель не перестает отчаянно верить, что концовка вдруг изменится и Вероника обретет свое счастье. Этот поразительный зрительский отклик принес картине Михаила Калатозова Золотую пальмовую ветвь. И до сих пор ни один российский фильм не смог повторить это достижение.

«Летят журавли», 1957

«Иваново детство», 1962 год

Двенадцатилетний Иван становится свидетелем расстрела своей семьи. Движимый ненавистью к немцам, он уходит в разведчики. Взрослые товарищи мальчика понимают, что в их ряды пришел совсем не ребенок, и начинают подсознательно бояться двенадцатилетнего мстителя.

Андрей Тарковский показывает основные принципы своего художественного метода в самой первой работе. Здесь и сны, и вертикальная структура повествования, и глубокий анализ. В «Ивановом детстве» два уровня: сюжетный, рассказывающий о мальчике, раздавленном войной, и сакральный, сосредоточенный на вопросах Бога, добра и зла, смерти и искупления. Жан-Поль Сартр, вероятно, первым отметил основную проблематику фильма: война стирает грани между добром и злом, и это превращает ребенка, мстящего за смерть родных, в чудовище, которое одновременно остается и главной жертвой. Иван и сам умирает во время расстрела — то, что осталось от некогда живого и любящего ребенка, теперь может только убивать. У него нет шанса пережить войну, потому что ничего другого, кроме жажды мести и снов-воспоминаний, у него не осталось. В сакральном смысле история Ивана — это история о взаимодействии человека и Бога в условиях, когда единственный способ бороться с грехом — это принять его на себя.

«Иваново детство», 1962

«Пять вечеров», 1978 год

Александр Ильин возвращается в родной город после 17 лет отсутствия. Он приходит в квартиру Тамары — женщины, на которой когда-то давно, еще до войны, хотел жениться. И кажется, будто теперь у них все может сложиться, ведь Тамара тоже не обрела личного счастья, посвятив свою жизнь родному заводу и воспитанию племянника.

Действие фильма «Пять вечеров», поставленного по одноименной пьесе Александра Володина, разворачивается в середине 50-х годов. Напрямую о войне в нем не говорится, но ее призрак постоянно бродит рядом с героями картины. Война стала переломным моментом в отношениях Ильина и Тамары — молодые люди собирались пожениться, но во время войны их переписка прервалась, фактически обозначив расставание. Ни Ильин, ни Тамара после этого так и не смогли найти счастья: сохранив верность друг другу, они так и не обрели душевный покой в работе и помощи близким. Война отразилась и на жизни молодого поколения: студент Слава живет с тетей, потому что его мать погибла. Юношу окружают фронтовые фотографии и портреты людей, которых уже нет в живых. Славе тяжело общаться с несчастной тетей, которая за маской строгости скрывает свою потерянность и подавленность, как будто она и сама осталась на этой войне. Неудивительно, что в конце фильма Тамара произносит фразу: «Лишь бы не было войны», будто охраняя те крупицы счастья, которые ей удалось заполучить.

«Пять вечеров», 1978

Подпишитесь и читайте нас в "Яндекс.Дзен"

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.