Что общего между Адамом и Евой и Тиндером?

Общество Дружба и любовь

Современные художники изучают историю любви по произведениям искусства и находят неожиданные параллели между древними мифами, картинами Нового времени и современными приложениями для онлайн-знакомств.

В музее Бремена этим летом открылась необычная выставка «Что такое любовь?». Авторы проанализировали произведения искусства разных эпох, чтобы проследить, как менялось представление о любви и какие удивительные параллели можно найти между отношениями в древности и в современном мире. Выставка поделена на пять залов: «Прототипичные пары», «Истинные пары», «Любовь к себе», «Красота» и «Эротика». В каждом из них представлены работы современных художников, вдохновленных произведениями прошлых веков. Авторы не только проводят аналогии и показывают отношения в эпоху Тиндера во всей красе, но и размышляют о вечных мотивах, нынешних тенденциях и проблемах, которые появляются у людей, ищущих любовь в Интернете.

«Прототипичные пары»

Творцы, изображавшие в своих произведениях Адама и Еву, редко рассматривали непосредственно их отношения — скорее эта пара использовалась как метафора греховной природы человека и опасностей плотского удовольствия. Но куратор музея Жасмин Микейн считает, что момент, когда Ева соблазняется запретным плодом, — это в первую очередь шаблон всех будущих взаимоотношений в истории: «Они жили в раю и были влюблены друг в друга. Кризис наступил тогда, когда один из них осознал, что другой несовершенен». Идиллия нарушилась, Ева поддалась искушению, и пару изгнали из рая. К счастью, в современном мире кризис отношений редко заканчивается столь буквально и разрушительно.

Другая интересная параллель с древностью: миф об Амуре и Психее и современные сервисы онлайн-знакомств. Психея не видела своего мужа до свадьбы и некоторое время после — она думала, что отец выдал ее за чудовище. Девушка нарушила обещание, взглянула на супруга, когда он спал, — и узнала в нем прекрасного бога любви. И только после того, как Психея прошла множество испытаний и помирилась с Амуром, их отношения начались по-настоящему. Примерно то же самое происходит и на сервисе знакомств: в первое время мы стесняемся показывать партнеру свое истинное лицо, пытаясь построить любовь на иллюзиях. Настоящие отношения начинаются только тогда, когда вы действительно узнаете друг друга.

амур и психея

«Истинные пары»

Нам кажется, что любовь правила миром всегда: мы читаем о ней в древнегреческих мифах, в средневековых балладах и даже в книжках всяких прожженных циников. Но на самом деле концепция «истинных пар» и романтической любви обрела реальную силу ближе к XIX веку: до этого в брак вступали скорее из экономического или политического расчета, чем по любви (хотя и людям XIX столетия расчет был совсем не чужд). Сейчас мы, конечно, вольны связывать свою жизнь с кем угодно, что, как ни странно, имеет свои минусы в виде бесконечного потока удручающе однообразных свиданий — именно это показывает в своих работах видеохудожник Катарина Дакрес. Ее ролик представляет собой нарезку из однотипных неуютных диалогов, которые ведут люди, познакомившиеся в онлайн-приложении.

«Красота»

Многие обвиняют онлайн-сервисы в том, что они заставляют людей выбирать себе партнеров по внешнему признаку, а не по внутренним качествам, но будем честными — внешность всегда играла определяющую роль при знакомстве и дальнейших отношениях, причем не секрет, что у каждой эпохи были свои эстетические предпочтения. Например, немецкие и русские художники начала XIX века превратили натурщицу Витторию Кальдоне в архетип итальянской женщины, красота которой настолько невероятна, что ее не может в полной мере передать ни один художник: эту девушку обожали, ее запечатлели на холсте и в камне более ста раз, и отнюдь не из-за ее душевных качеств. Или рассмотрим одну из натурщиц Пабло Пикассо — Сильветт Давид. Великий испанец изобразил ее более 60 раз, хотя все их знакомство свелось к трем месяцам позирования. Художник не скрывал, что в девушке его больше всего привлекла прическа — белые волосы, собранные в конский хвост, и прямая челка. Встретив ее через 10 лет, Пикассо сказал: «Изображение сильнее, чем Сильветт». Натурщица постарела и стала матерью, поэтому больше художника не интересовала. Так что в этом плане пользователи онлайн-приложений ничем не отличаются от возвышенных художников прошлых веков.

Но конечно, красота во многом субъективна, и это остроумно показала турецкий фотограф Эйлул Аслан. Она познакомилась в Тиндере с 25 мужчинами, и у каждого из них спросила, что в ее внешности им понравилось, а что нет. Разумеется, ответы получились совсем разными, и она свела их все в свою книгу, составленную в духе Тиндера: на правый лист фотограф поместила изображения «привлекательных» частей тела (по аналогии с тем, что пользователь приложения, отвечая «да» партнеру, свапает вправо), а на левый — фотографии «непривлекательных» частей тела (отвечая «нет», пользователь свапает влево).

части тела

«Любовь к себе»

Художники, выставившие свои работы в разделе «Любовь к себе» не рассматривают это явление как нечто плохое вроде нарциссизма или эгоизма. Задумчивое замирание перед зеркалом — это не признак исключительной любви к собственной персоне, а попытка осмыслить отношения с партнером, проблемы, которые в них возникают, уровень заботы по отношению друг к другу. Например, голландский художник Дрис Верхувен заметил, что стал больше времени проводить перед зеркалом после регистрации в приложениях вроде Grindr (приложение для знакомств геев и бисексуальных мужчин). Он не согласен с тем, что онлайн-реальность как-то отличается от обычной, но признает, что в Интернете люди делают акцент на других сторонах своей личности и интересуются другими вещами. В Интернете мужчины скорее ищут случайные связи, чем прочные, доверительные отношения. Инсталляция Верхувена «Хочешь поиграть?» (или «Любовь в эпоху Grindr») показывала зрителям именно этот процесс: художник несколько дней жил в стеклянном контейнере и общался с пользователями приложений (все личные сообщения, включая фотографии и аватарки участников, тоже проецировались на экраны). Затем он приглашал их к себе, чтобы приятно провести вечер без секса: например, готовя вместе или танцуя. Проект пришлось довольно быстро свернуть, потому что личные данные пользователей оказывались на всеобщем обозрении без их согласия и даже ведома.

«Эротика»

Эротику из искусства и человеческого сознания тоже не выкинешь: хотя художники и не всегда имели возможность демонстрировать человеческое тело во всей красе, они находили способ изображать своих персонажей соблазнительными (например, делать женщинам глубокое декольте или размещать людей на картине в двусмысленных позах). Уже в XIX веке художники почувствовали себя достаточно свободными, чтобы не просто изображать обнаженные тела в порыве страсти, но и художественно анализировать это явление. Так, в «Поцелуе» Мунка лица героев в буквальном смысле слова сливаются, делая поцелуй и объятия бесконечными. Эта картина стала источником вдохновения для еще одной работы о любви в эпоху Тиндера. Индийская художница Инда Харикумара попросила людей рассказать ей о своем опыте использования приложения, а затем выпустила книгу «100 сказок Тиндера», в которой рассказала истории отношений, начавшихся с секса на первом реальном свидании и переросших в крепкие семейные узы. Одна из иллюстраций в книге — явная аллюзия на «Поцелуй» Мунка. Но самой главной музой художницы стала Венера — богиня любви и красоты и мать Амура. Дело не только в образе богини, но и в ее истории: Амур родился от внебрачной связи, что явственно символизирует сложную природу любви, которая не может измениться, несмотря на многовековой прогресс человечества и вмешательство современных технологий.

мунк поцелуй

Подпишитесь и читайте нас в "Яндекс.Дзен"

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.