Что смотреть из нового русского кино?

Кино, музыка и искусство

«Матильда», «Последний богатырь» и «Нашла коса на камень» – на что идти в кино в эти выходные.

Российское кино в этом году выдалось одним из самых сильных за последние несколько лет. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева заработала «Приз жюри» в Каннах, «Аритмия» Бориса Хлебникова стала безусловным зрительским хитом, а отечественные киностудии с успехом осваивают жанр национального блокбастера. В ближайшие выходные на экраны выходит аж три новых российских картины – в нашем обзоре коротко разбираем каждую из них.

«Матильда» – не смотреть

За последний год о «Матильде» было сломано слишком много копий: одни обвиняли фильм в непристойностях и святотатстве, другие отстаивали право авторов на альтернативный взгляд. Правда заключается в том, что ломать тут нечего. Сюжет о том, как молодой Николай II увлекся подающей надежды танцовщицей Кшесинской – исторически доказанный факт, случившийся с последним российским императором задолго до того, как православная церковь причислила его к лику святых.

Другое дело, что на этом историческом холсте режиссер Алексей Учитель наваял не самую убедительную картину – прежде всего, с художественной точки зрения. В его руках некогда живые и рассудительные люди превратились в одномерных марионеток, слепо влекомых пробудившимся либидо и национальными интересами. Жертвой пошлых и откровенно скучных «инсинуаций» (секс с царевичем после «Игры престолов» смотрится совсем уж тоскливо) здесь становятся не только Николай с Матильдой, но и практически все заходящие в кадр персонажи: от вздорной королевы-матери (убедительная Ингеборга Дапкунайте) до выдуманного поручика Воронцова (Данила Козловский) и совсем уж нелепого адепта оккультизма Фишеля (выход известного театрального режиссера Остермайера).

Именно эти интонационные, а совсем не религиозно-этические промахи пропастью разделяют «Матильду» от любого другого русского кино последних лет. С виду внушительное, кинополотно на деле оборачивается натуральной мыльной оперой, место которой – в плазме посреди вашей гостиной. Тем естественнее, что мелодрама Учителя в итоге будет перемонтирована для федеральных каналов в 4-серийном варианте.

матильда кадры

«Последний богатырь» – смотреть

Переосмысливать сюжеты русских народных сказок в блокбастерном ключе у нас пытаются не в первый раз – этим увлекался еще великий Александр Роу в 60-70-х годах прошлого века. Последнюю такую попытку предприняла в 2009 году компания Disney с помпезной «Книгой мастеров», получив в ответ единодушный шквал критики. Восемь лет спустя мышиная студия попробовала постучаться в ту же дверь с другой стороны – и та в ответ радостно распахнулась.

Созданная авторами «Кухни» история о современном Иване-дурачке, попавшем в былинный мир сказок, почти полностью повторяет формулу «Пиратов Карибского моря» и неожиданно для самой себя обретает в этом самоиронию и убедительные спецэффекты, ранее напрочь отсутствовавшие в сегменте национального блокбастера. Пожалуй, мы действительно слишком долго воспринимали свое фольклорное прошлое всерьез, тогда как стоило над ним всего лишь посмеяться. Кстати, сделать это лучше всего в кинотеатре.

последний богатырь кадры

«Нашла коса на камень» – смотреть

2017 год в российском кино однозначно должен войти в историю как год громких дебютов – уже выходили революционная «Теснота» и бойкий роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Теперь очередь дошла до сумрачной картины Ани Крайс – выпускницы Кельнской академии медиаискусств, выигравшей фестиваль дебютов «Движение». Собственно, ее фильм, снятый в традиции балабановского «Груза 200» и бьющий наотмашь, можно представить эдакой матрешкой, обагренной девственной кровью и слезами ничего не подозревающего зрителя, – в нем за сюжетом о вернувшемся из Чечни призывнике можно увидеть все современное российское лицо, в том числе и наше с вами. Вглядываться в это зеркало или нет – решать каждому самостоятельно.

нашла коса на камень кадры

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.