«Девяток яиц», или Что такое «шринкфляция»?

Деньги

Вам кажется, что яиц в упаковке, а также сока, майонеза и шоколада стало меньше? Вам не кажется.

Недавно пользователи “Пикабу” заметили на прилавках магазинов “девяток яиц” вместо привычного десятка. Производитель, в свою очередь, заявил, что появление такой упаковки вовсе не связано с увеличением цен и вообще нечетное количество яиц компания продаёт уже давно. “Девяток яиц” очень быстро стал мемом, однако на самом деле все не так смешно, как кажется.

Незаметный обман

Шринкфляция — это своего рода способ обмануть покупателя, не вызвав при этом социального напряжения. Немного уменьшая количество или вес товара, производители таким образом скрывают от потребителей рост цен. В случае с яйцами это точно так, поскольку в 2018 году цены на яйца в России, по данным Росстата, выросли на 25,9 %.

Яйца производит птицеферма “Вараксино”, входящая в агрохолдинг “Комос Групп”. В компании удивились широкому общественному резонансу, сказав, что появление таких упаковок вызвано «исключительно маркетинговыми причинами» и с ростом цен никак не связано. Тем не менее “девяток” быстро стал мемом.

“Неважно, сколько яиц у тебя в коробке — 9 или 10, главноеглавное — чтоб человек был хороший”, “Нельзя сделать яичницу из десяти яиц, не открыв вторую упаковку”, “Мы не продаём 10 яиц лицам, не достигшим пенсионного возраста”, — писали про такой маркетинговый ход пользователи социальных сетей.

девяток яиц

Не Toblerone, а парковка для велосипедов

Такая скрытая инфляция распространена не только в России, но и в Великобритании, Ирландии и США. Еще один пример — возмутивший многих случай с шоколадками Toblerone. Несколько лет назад компания Mondelez International, выпускающая шоколад, уменьшила плитку (400 граммов, 11 шоколадных треугольников) до 360 граммов. Треугольников осталось всего 9, а промежутки между ними стали больше. Маленькая плитка тоже стала меньше на 20 граммов: со 170 до 150. Британцы пришли в бешенство, назвав новую шоколадку “парковкой для велосипедов” и потребовав от компании ответа.

Надо отдать должное компании, они честно признали, что уменьшили вес шоколада ради снижения затрат. «Мы всегда упорно работаем, чтобы гарантировать лучшее соотношение цены и качества для наших потребителей, но, как и другие компании, мы столкнулись с ростом цен на ряд ингредиентов», — заявили в Mondelez International. Представители компании также добавили, что изменится только вес, а качество и вкус не пострадают.

Потенциальный Brexit в том же 2016 году в принципе спровоцировал в Британии рост цен на продовольствие, поскольку большинство товаров страна импортирует. Но при этом в британских супермаркетах не стали повышать цены, например, на молоко, однако увеличили стоимость лампочек и водяных фильтров. Это тоже уловка производителей. Повышение цен на необходимые почти каждый день продукты питания покупатели заметят сразу,а на что-то, требующееся реже, — нет. Таким образом супермаркеты удерживают потребителя от ухода к конкурентам, а он не замечает, что его средние расходы растут.

Toblerone 360g

Давно ли шринкфляция применяется в России?

На самом деле к шринкфляции в России производители стали прибегать еще в период кризиса 2008 и 2009 годов. Зачастую они играют на том, что покупателю сложно заметить. В случае с яйцами все, конечно, было очевидно. Но знали ли вы, что упаковка фруктового сока вовсе не 0, 5 литров, как было в 2013 году, а 0, 485? Коровье молоко, которое в 2012 году продавалось в упаковках по 1 и 1,5 литров, сейчас содержит 0, 95 и 1, 54 литра. Уменьшилось и количество сметаны: с 350 граммов (в 2013 году) до 315 граммов. Плитка пористого шоколада в 2015 году весила 90 граммов, а сейчас весит 85 граммов. В 2010 году пачка майонеза весила 450 граммов, сейчас — 400. И даже пол-литра пива — это вовсе не пол-литра, как в 2012 году, а 0,45 литра.

шринкфляция
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.