Эти шифры сводят с ума даже ученых. И вас сведут

Общество Образование

Загадочные шифры и неизведанные коды не дают покоя исследователям уже не первую сотню лет. Над ними бьются лучшие умы, но все безрезультатно. Вот только несколько примеров.

Что скрывают загадочные шифры — рассказы о древних людях, религиозные тексты, рецепты лекарств от неведомых или ведомых болезней? Или же это всего лишь мистификации, созданные хитроумными умельцами ради наживы? Не так давно мы рассказывали о манускрипте Войнича — рукописи на 240 страницах, которую называют одной из главных неразрешенных тайн современности. Манускрипт написан на несуществующем языке, разделен на несколько разделов и дополнен не менее странными иллюстрациями с растениями, аналогов которых никто не встречал. Но помимо «самой таинственной рукописи в мире», есть и другие не менее загадочные писания, суть которых также не удалось раскрыть. Перед вами — 4 из них.

Кодекс Рохонци

Кодекс Рохонци не дотягивает по популярности до манускрипта Войнича, но тем не менее история его создания покрыта не меньшей тайной. Ученые до сих пор не могут определиться, действительно ли странная книга родилась во времена загадочного Средневековья благодаря некому мудрецу-алхимику или же это всего лишь искусная подделка, выполненная умельцем из Трансильвании. Книга размером 12 х 10 см содержит 448 страниц, исписанных символами на неведомом языке. Текст прерывают иллюстрации, созданные с использованием символики разных конфессий — христианства, ислама и буддизма, — которые показывают сцены с церковными и бытовыми сюжетами. Долгое время кодекс был частью коллекции аристократического рода Баттьяни, проживавшего в венгерском городе Рохонци (ныне австрийский Рехниц), но в 1838 году граф Густав Баттьяни преподнес свое книжное собрание в дар Венгерской Академии Наук. Среди прочей литературы был и он — манускрипт, привлекший к себе особое внимание. Впервые знаки, не принадлежавшие ни к одной из известных систем письменности, попытались расшифровать в начале XIX века. Над манускриптом бились лучшие специалисты своего времени, в том числе венгерский ученый Ференц Толди, отец и сын Иречеки — профессора университета в Праге, профессор Инсбрукского университета Бернхард Юнг, знаменитый венгерский художник Михай Мункачи и многие другие ученые мужи. Но, как не сложно догадаться, все усилия оказались тщетными: кодекс отказывался сдаваться.

В 1866 году впервые прозвучало предположение о том, что манускрипт, язык которого содержит в несколько раз больше знаков, чем любой известный алфавит (свыше 150, если быть точнее), всего лишь подделка. Мысль о том, что кодекс — мистификация, выполненная венгерским антикваром Самуилом Литерати Немешем, жившим в начале XIX века, высказал венгерский историк Кароли Сабо. На такой вывод его натолкнула череда громких разоблачений, которая последовала после смерти трансильванского любителя старины. Самуил Немеш был знаковой фигурой своего времени, крупным меценатом и собирателем древностей, увлекавшимся историографией и лингвистикой. Некоторые из своих «уловов» он перепродавал, другие же преподносил в дар — в общем, обычное дело. Если бы не одно но: Немеш решил собственноручно подправить историю родной страны, создав несколько поддельных артефактов, в том числе пергамент с молитвами времен венгерского короля Андраша I (1046-1060) и еще несколько книг, карт и других предметов, которые хранились не абы где, а в Венгерской Академии Наук и музеях. После того как мистификации обнаружились, было решено проверить все наследие антиквара. Под подозрение попал и загадочный кодекс, но подтвердить то, что он поддельный, не получилось — точнее, не хватило доказательств. А позже удалось установить, что бумага, на которой написан манускрипт, с большой долей вероятности была изготовлена в начале XVI века в ВенецииВенеции — похоже, разоблачение отменяется.

В 1970 году исследователь Отто Гиурк, проведя анализ книги, предположил, что текст написан справа налево, сверху вниз. В середине 90-х годов его вывод подтвердил венгерский лингвист Миклош Локсманди, который также озвучил версию, что символы «i» и «ii» служат разделителями предложений. Тем не менее язык, на котором составлен кодекс, определить так и не удалось. Исследования продолжаются и поныне.

Кодекс Рохонци

Фестский диск

Фестский диск — уникальный памятник письма. Понять, что же он представляет собой на самом деле, а также когда и кем был изготовлен, уже не первое столетие пытаются специалисты из многих стран, но критские пиктограммы никак не поддаются расшифровке. Предположительно артефакт, который ныне выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция), был создан в эпоху средней или поздней бронзы. Диск из терракоты, изготовленный без помощи гончарного круга, в диаметре составляет 158—165 мм.  Обе его стороны покрыты рисунками-иероглифами, вдавленными с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину еще до обжига.

В наши дни считается, что Фестский диск — древнейший длинный связный печатный текст, известный науке. Если верить официальной версии, необычную находку обнаружила итальянская археологическая экспедиция 3 июля 1908 года при раскопках Дворцового комплекса древнего города Фест на южном побережье Крита. Луиджи Пернье — один из археологов — лично нашел диск в подсобном помещении: он был спрятан в тайнике, который скрывался в полу комнаты под слоем штукатурки, был окружен пеплом, обгоревшими бычьими костями и черноземом.

Необычный улов сразу же привлек к себе внимание: публикации, посвященные его проблеме, появились уже в первые годы после обнаружения. В числе авторов значились немецкий историк Эдуард Мейер, итальянский археолог Алессандро Делла Сета и другие специалисты. Но ни одно из предложенных прочтений пиктограмм не получило общественного признания. Дошло до того, что вокруг Фестского диска возникло немало различных домыслов, а некоторые ученые подвергли сомнению его подлинность. К Пернье действительно были вопросы: в своем докладе об обстоятельствах находки он проигнорировал методы стратиграфии, обязательные в археологии. Итальянский специалист Луи Годар и вовсе утверждал, что Пернье лично не присутствовал при раскопках, а вытащил диск из корзины, наполненной найденными накануне предметами, лишь на следующий день, когда найденные артефакты ему принес один из рабочих.

Тем не менее исследование Фестского диска не прекратили. Существует предположение, что он был изготовлен во II тысячелетии до нашей эры, однако письменность, использовавшаяся для его оформления, отличается от характерной для того времени. Большинство ученых склонны полагать, что расшифровать послание удастся лишь в том случае, если будут обнаружены другие артефакты с этим же письмом. Не исключено, что изображения на диске носят нелингвистический характер.

Фестский диск

Кохау ронго-ронго

Ронго-ронго, или кохау ронго-ронго, — деревянные дощечки с загадочными письменами жителей острова Пасхи, найденные в пещерах, а позже и во многих домах его обитателей. Артефакты, выполненные из дерева торомиро, получили свое название в честь языка, который аборигены так и называют — ронго-ронго. Правда, существует небольшая проблема: никто из островитян не умеет его читать. Первые кохау обнаружил епископ Э. Эйро в 1864 году. Он утверждал, что подобные артефакты можно было найти практически в каждом доме, но уже тогда никто не мог сказать, что же на них написано. Виной тому оказалось  рабство: в 1862 году практически все работоспособное население, по иронии судьбы владевшее ронго-ронго, было вывезено с острова Пасхи в Чили. Примерно год спустя после находки Эйро значительная часть табличек была уничтожена — доподлинно неизвестно, поспособствовал ли этому сам миссионер или островитяне собственноручно избавились от них.

Большую часть ныне существующей коллекции кохау собрал архиепископ Флорентин-Этьен Жоссан. Ко всему прочему ему удалось завести знакомство с перебравшимся на Таити рапануйцем, утверждавшим о своем умении толковать ронго-ронго (в наши дни ученые склонны предполагать, что Меторо Тау а Уре — так звали знатока языка — понимал кохау не лучше своих современников, занимаясь сочинительством и придумывая легенды). Тем не менее отчасти благодаря архиепископу две дощечки сегодня хранятся в Кунсткамере: одну из них Жоссан подарил Миклухо-Маклаю, другую российский этнограф приобрел самостоятельно на одном из островов.

На сегодняшний день в музеях мира представлено порядка 25 дощечек, пронумерованных в соответствии с буквами латинского алфавита. Известно об 11 полных текстах кохау ронго-ронго и 7 крайне испорченных. До сих пор не удалось установить, что означает каждый символ на ронго-ронго — целое слово или всего лишь слог. Расшифровкой африканского письма занимались более десятка ученых, сопоставляя его с уже известными языками — письменностью долины Инда, египетским, древним китайским и другими. Но прийти к общему консенсусу им так и не удалось, а потому ронго-ронго остается одной из главных загадок XXI века.

Кохау ронго-ронго

Криптограммы Бейла

Из всех шифров, о которых мы сегодня  упомянули, криптограммы Бейла имеют самые большие шансы оказаться хитрой подделкой, но от этого число желающих разгадать их не уменьшается. А все потому, что загадочное послание, состоящее из трех зашифрованных сообщений, ведет к большому кладу из золота, серебра и драгоценных камней, зарытому где-то на территории штата Виргиния (по крайней мере, так говорят), — в пересчете на современные деньги того, кто поймет смысл криптограммы, ждет около  $30 млн. Первое упоминание о «сокровищах Бейла» датируется 1865 годом — тогда свет увидела брошюра неизвестного автора с емким названием «Документы Бейла, или Книга, содержащая подлинные факты касательно сокровища, зарытого в 1819 и 1821 годах неподалеку от Бафордса, округ Бедфорд, Виргиния, и не найденного до настоящего времени». Брошюра, рукопись которой хранится в библиотеке Конгресса, куда ее любезно предоставил издатель Джеймс Беверли Уорд, стоила всего 50 центов. Надо ли говорить о том, что издание имело оглушительный успех, а то, что большая часть тиража пала жертвой пожара, лишь увеличило его ценность? Тем не менее уже тогда высказывались первые сомнения в существовании что самого человека по фамилии Бейл, что его клада.

Если верить легенде, которая вполне может оказаться плодом чьей-то бурной фантазии, в 1817 году капитан Бейл вместе с отрядом из 30 человек направился на Великие равнины ради охоты. Проведя зиму в тогда еще мексиканском Санта-Фе, в марте 1818 года несколько человек, преследуя стадо бизонов, случайно наткнулись на золотую жилу. Охота тотчас же была оставлена, а отряд приступил к добыче ценного металла, попутно получая и серебро. Через какое-то время Бейл сотоварищи обогатились настолько, что могли больше никогда не работать. Часть добычи была обменена на драгоценные камни, после чего отряд переправил свои сокровища на территорию США, где они были спрятаны в подземном руднике «неподалеку от Бафорда», дабы «оставаться в безопасности».

Хотя легенда звучит убедительно и захватывающе, никто никогда не видел оригиналов писем и криптограмм, которые якобы получил автор брошюры и на основе которых готовил свой литературный труд. Но кропотливые исследования неравнодушных показали, что капитан Бейл таки мог существовать. Виргинский историк Питер Ваймайстер погрузился в изучение местных архивов и обнаружил, что примерно в 1790 году в штате были рождены несколько человек по имени Томас Бейл, а некоторые факты из их биографии дают основания полагать, что один из них и был тем самым капитаном. Доказательством может служить и легенда, впервые записанная около 1820 года, согласно которой в Восточных горах захоронены драгоценные металлы, добытые где-то на Западе. Что касается самих криптограмм и их содержания, предполагается, что в первой описано точное местонахождение тайника, вторая представляет собой опись всего клада, третья — список имен и адресов потенциальных наследников. Некоторые считают, что ключом ко всем кодам должна быть Декларация Независимости, однако в ней меньше слов, чем в загадке Бейла. Как вы можете догадаться, клад до сих пор не найден.

риптограммы Бейла

Подпишитесь и читайте нас в "Яндекс.Дзен"

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.