В прокате «Аритмия» – один из самых обсуждаемых российских фильмов года. Его достоинства (и недостатки) в прессе и соцсетях мусолят уже несколько месяцев. Недолго думая, вставим свои пять копеек по поводу того, чем же картина про разводящуюся пару врачей скорой помощи заслужила такое внимание.
Зрительский фаворит
«Аритмия» – удивительный пример практически безоговорочной любви всех, кто ее видел. Премьера на сочинском фестивале «Кинотавр» закончилась для фильма уникальной победой сразу в двух главных категориях: первое место присудили ему как члены экспертного жюри, так и простые зрители. История про пошатнувшийся брак двух молодых врачей может похвастаться более чем теплыми приемами как на демократичном фестивале в Карловых Варах, так и на модном московском смотре «Otkritie x Strelka Film Festival», где пришлось ставить повторной показ из-за аншлага. Однако главная похвала фильму досталась от своих же героев – реальных сотрудников скорой помощи: они назвали фильм правдоподобным.
Про Россию без «чернухи»
Формально в картине режиссера Хлебникова есть все, за что принято хаять наше кино и называть его «чернухой»: герои много и подолгу пьют, курят, вкалывают на изнуряющей работе и занимаются незащищенным сексом прямо на кухонной столешнице. Эти сцены, однако, не рождают типичного для российских фильмов подобной тематики внутреннего дискомфорта, а вызывают скорее легкую краску узнавания на щеках. Секрет тут в точечном подходе автора сценария Натальи Мещаниновой к персонажам, которые не кажутся чуждыми или вырванными из абстрактного контекста – они живые, встроенные в реальный быт и знакомые зрителю обстоятельства. Тем показательнее, что артисты Александр Яценко (завсегдатай фильмов Хлебникова) и Ирина Горбачева исполнили тут свои лучшие роли.
Антипод «Нелюбви» Звягинцева
Другой российский фильм, обсуждавшийся в медийном поле с не меньшим жаром, – «Нелюбовь», лауреат каннского «приза жюри» и официальный претендент от нашей страны на «Оскар». С нашумевшей картиной Андрея Звягинцева «Аритмию» роднит не только повсеместный хайп, но и сюжетный каркас: молодая пара разводится, выплескивая наружу свои худшие стороны. В остальном, однако, живой подход Хлебникова к материалу прямо противоположен холодному взгляду классициста Звягинцева: там, где у последнего бездуховность, многослойные визуальные отсылки и смерть, у Хлебникова ежедневная борьба за жизнь, горькое русское раскаяние и песня Валентина Стрыкало на титрах. «Аритмия», проще говоря, оказывается фильмом про любовь.
Фильм для сердца, не для головы
Впрочем, главный успех ленты нам видится в принципиальной непохожести хлебниковского кино на все то, что мы привыкли видеть под лейблом «русский артхаус». В отличие от той же картины Звягинцева, «Аритмия» не давит интеллектом своего творца или нарочито сгущает краски, а скромно и беспристрастно показывает такие простые и знакомые всем нам чувства – беспомощность перед обстоятельствами, ежедневную усталость, от которой хочется выть, и невозможность бросить жизнь, какой бы она ни была – в ритме ежедневной врачебной суматохи. Немудрено, что после сеанса возникает стойкое ощущение, будто «Аритмия» – это про каждого из нас.
Оставить комментарий