Поисковик «Спутник»: взлет или провал?

Интернет и технологии

Поисковик «Спутник» должен был стать безопасной заменой западным поисковым машинам и войти в число популярнейших в Рунете. Почему такие планы не удалось реализовать?

Поисковик «Спутник» — дебютный отечественный концепт безопасной от западного влияния поисковой системы, как его анонсировали, — потерпел грандиозное поражение. Сей факт признан всеми, включая его амбициозных создателей. Детище «Ростелекома», зарождавшееся три года назад как альтернатива популярным аналогам, Google или Yandex, не снискал хоть сколь-нибудь значительной толики популярности в Рунете. Какова предположительно дальнейшая судьба указанного проекта и какие факторы обусловливают нехватку посещаемости ресурса?

Поисковик Спутник взлет или провал

Государственный поисковик «Спутник»: начало

Идея создания подобного веб-ресурса зародилась в 2014-м — знаменательном для отечественной экономики и других жизненных сфер году, когда вопросы по импортозамещению обрели небывалую актуальность. Украинский госпереворот, последовавшие за этим события по территориальному переделу некоторых прежних владений южного соседа, западная санкционная «ответка», не ослабевающая и поныне, — стали одними из первопричин витка напряженности между Россией и Западом. В ту пору Президентом Путиным была высказана фраза касательно недостаточной безопасности российской IT-сферы.

Российский поисковик «Спутник»: попытка импортозамещения

Слова Владимира Владимировича о том, что и отечественный Yandex не обходится без некоторого влияния ЦРУ и сопряженных с ним структур, послужили поводом для изменения ситуации со стороны некоторых владельцев коммуникационных компаний. Всего месяц спустя после президентского заявления, в мае 2014-го, вовремя подсуетившийся «Ростелеком» запустил бета-тестировочную модификацию «Спутника» — сайта-поисковика, ориентированного на фильтрацию небезопасного контента, предотвращение интернет-угроз с враждебного онлайн-пространства.

Поисковик Спутник взлет или провал

Интернет-поисковик «Спутник»: грандиозность планов

Нельзя сказать, будто «Спутник» — поисковик, официальный сайт которого был превращен в довольно функциональную платформу, — априори выглядел как провальное творение не в меру амбициозных российских айтишников. Ставка тут делалась на уникальность, ведь ничего подобного отечественная интернет-сфера доселе не выдавала. Планировалось создание безопасного от фишинга, ненужной иностранной пропаганды, опасного контента пространства. За счет подобных обеспечиваемых пользователям условий предполагалось, что они перейдут с других аналогичных ресурсов, что переведет года четыре спустя проект в топ-10 Рунета.

Национальный поисковик «Спутник»: вероятные причины фиаско

Если попытаться порассуждать насчет того, почему компания-создатель поисковика Спутник.ру просчиталась, стоит вспомнить некоторые рыночные законы. Потребители, и IT-сфера тут не исключение, чрезвычайно консервативны. Значительная их часть, за исключением тех людей, что из-за определенных внутренних убеждений всегда отслеживают и обязательно переключаются на новинки, предпочитает привычные бренды. Причина тому — относительное ощущение безопасности: эта территория знакома, известны ее преимущества, недостатки. Для переориентирования на что-либо новое требуются серьезные основания, каковых в этой ситуации не было.

Поисковик Спутник взлет или провал

Поисковик «Спутник»: колебания посещаемости

Поскольку релиз проекта сопровождался немалой шумихой в масс-медиа, активным промоушном в соцсетях, нельзя утверждать, будто население не было уведомлено о том, что вышел русский поисковик «Спутник». Посещений его некоторое время спустя после пуска на интернет-орбиту были миллионы. Тому способствовало позиционирование продукта как детско-семейного, подходящего также для пенсионеров или пользователей госуслуг. Россияне в первые несколько месяцев стремились опробовать «неведому зверушку», и их стремительный поток привел в определенный момент к обрушению обслуживающих поисковую машину серверов. Сотню дней спустя начался усиленный отток: аудитория сократилась процентов на 90, а через пару лет, в прошлом июле, она составляла ежемесячно 18,2 тысячи, т.е. жалкие 0,01 процента общей поисковой доли в Рунете.

Поисковик Спутник взлет или провал

Поисковик «Спутник»: провал и последующие перспективы

Обозначенная в предыдущем пункте тенденция сохранилась поныне. Никакие грандиозные вложения не спасли концепт от безнадежного падения в пропасть. Стоимость поисковика «Спутник» составила, по приблизительным оценкам, эквивалент 20 миллионов долларов, включая затраты на мобильную версию собственного браузера, а незначительная выручка не перекрывала расходы. Что говорить, если ежемесячно число переходов по предложенным этой поисковой машиной ссылкам, не превышает 4000, а у лидеров рынка — Yandex и русскоязычного Google — аналогичные показатели исчисляются десятками миллионов. Каковы дальнейшие перспективы провального начинания, пока ясности нет. Предварительно озвучивались планы по переориентированию его на госсектор и другие узкоспециализированные задачи. Насколько они оправдаются, покажет время.

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.