РАЭК подвел итоги Рунета за 2017 год

Интернет и технологии

Как развивалась цифровая экономика, насколько выросла цифровая грамотность и как бороться с онлайн-агрессией, какие шаги были и будут предприняты в этом направлении.

На площадке МИА “Россия сегодня” прошла конференция “Рунет 2017: итоги года”, организованная РАЭК, Ассоциацией электронных коммуникаций. Главная цифра, озвученная сегодня, — 4,35 трлн рублей. Именно столько в цифровом выражении было вложено в экономику суммарно цифровым и мобильным сектором.

Виртуальная реальность, к которой до сих пор почему-то было принято относиться с некоторым пренебрежением, стала весомой и важной — и с этим теперь нужно уметь жить и работать. В рамках конференции были озвучены результаты восьми глобальных исследований Рунета и главные тренды отрасли на следующий год.

Экономика Рунета 2016-2017

Исследование экономики Рунета проводится уже шестой год подряд — сейчас акцент в фундаментальном анализе сместился на вопросы диджитализации традиционных отраслей экономики, хотя и самой цифровой экономике России по-прежнему уделяется самое пристальное внимание.

В этом году аналитики РАЭК впервые показали собственный подход к измерению объемов экосистемы цифровой экономики и дальнейшему описанию. Экосистема цифровой экономики — это совокупность сегментов рынка, где добавленная стоимость формируется за счет цифровых информационных технологий. Далее она дробится на семь крупных отраслей, или хабов: государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры. И уже каждый из этих разделов может быть рассмотрен и проанализирован по 10 срезам —  разработка и дизайн, аналитика и данные, AI и Big Data, Hardware, бизнес-модели, интернет-вещи, Mobile, платформы, регулирование, стартапы и инвестиции. Обо всем этом подробно рассказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Аналитики РАЭК оценили вклад цифровой экономики в экономику страны в 2,1 % ВВП, мобильной экономики — в 3,8 % ВВП. Суммарный вклад составляет 4,35 трлн рублей — или 5,06 % ВВП.

итоги

Распределение этих показателей по хабам

Факты в цифровом выражении поражают: аудитория Рунета — 87,7 млн человек (это 71 % всего населения страны). Впервые за всю историю исследований установлено, что мобильная аудитория русскоязычного сегмента Всемирной паутины превышает по количеству тех, кто использует ноутбуки и компьютеры. Разумеется, этот факт очень важен для владельцев всех видов бизнеса, размещенного в Сети.

Маркетинг и реклама показали рост на 17 %, электронная коммерция — на 21 %, цифровой контент вырос на 12 %, количество людей, работающих в отрасли — в том числе на основе фриланса, — 2,3 млн человек.

Довольно тревожные цифры демонстрируют данные кибербезопасности: 90 млн новых вредоносных вирусов появилось в этом году. На фоне этого 40 % российских компаний от общего числа, не имеющих стратегии информационной безопасности и очень слабо вовлеченных в понимание масштабов постановки проблемы, кажутся почти пугающими.

Прогноз на ближайшие годы

Влияние интернет-рынков на общую экономику возрастает примерно на 11 % в год — уже к 2021 году чистый вклад от их деятельности составит 4,7 % — а то и больше. Предполагается, что уже через три года доступ к любой информации в Сети будут иметь 85 % наших соотечественников, а к 2021 году объемы мобильной экономики обгонят по этому показателю отрасль сельского хозяйства.

Данные мобильной экономики в 2017

В нынешнем году эта отрасль изучалась отдельно: в ближайшие 5 лет ожидается рост вклада до 4,7 % в ВВП. На сегодняшний день в отрасли заняты 1,2 млн человек, около полумиллиона добавится к 2022 году. При этом мобильный трафик в России почти в 10 раз дешевле, чем в США, и почти в 3 раза — чем в Европе. Россия на пятом месте в мире по количеству скачиваемых приложений.

рунет итоги

Экономика совместного потребления

Этот год можно в чем-то назвать поворотным — государство заметило и признало возрастающий темп перехода традиционной модели экономики к цифровой, так что в этом ключе экономика совместного потребления — ЭСП — очень важна для анализа.

Важные показатели отнесения в ЭСП: работа онлайн, создание сообществ людей по одному важному признаку, в них входят пользователи и владельцы ресурсов, при этом пользование часто заменяет покупку вовсе.

Компании ЭСП, как правило, используют ресурсы очень рационально и часто обмениваются ими — это снижает нагрузку на окружающую среду и приносит дополнительный доход множеству людей из разных уголков мира. Таким образом, можно говорить о социальной функции отрасли.

Компании ЭСП меняют реальную жизнь целых городов — не только отдельные пользователи онлайн-сервисов подобным образом экономят личные средства. Разгружается городская инфраструктура — особенно транспортная, упрощается доступ к огромному количеству товаров и услуг.

Очевидные плюсы ЭСП

Создание цифровой экосистемы снижает нагрузку на экологию, создает устойчивый эффект феномена онлайн-репутации, изменяет сознание людей на глубинном уровне — пользование становится приоритетнее и во многом престижнее владения, развивается микропредпринимательство, создаются новые рынки производства и сбыта.

Очень важно, конечно, понимать законодательную и регуляторную части экономики совместного потребления — без прозрачного законодательства есть риск двоякого толкования некоторых имеющихся норм и положений. Несмотря на явный интерес к этой теме, сегодня никаких механизмов регулирования в нашей стране просто нет.

рунет итоги

Цифровая грамотность в регионах России

Исследования третьей волны по этому важному вопросу дают очень осторожно-оптимистическую оценку: говорить о ровном поле показателей по регионам все еще слишком рано, хотя в этом году демонстрируются более ровные результаты. Разница между первым и последним местом по числу грамотных в цифровой сфере пользователей Рунета очень сократилась — то есть можно говорить об общей динамике.

В лидерах по-прежнему Центральный и Северо-Западный округа — в первую очередь, конечно, показатели тут высоки за счет данных двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. На последних двух позициях — Дальневосточный и Южный округа, хотя за последний год и они очень подтянулись к средним показателям.

Очень заметен рост цифровых компетенций — от проведения финансовых операций онлайн до собственного производства пользователями мультимедийного контента.

Второй тренд очень радует — стабильно растет цифровая безопасность во всех округах. В первую очередь это происходит за счет растущей культуры при выкладывании материалов в Сеть и постепенного возрастания негативного отношения к пиратскому контенту и программным составляющим. Последнее отчасти относится к ужесточению политики производителей программ.

Отмечен существенный рост развития цифровых государственных услуг и популярность их у населения страны.

рунет итоги

Экосистема онлайн-кинотеатров в РФ

Динамика роста в этом секторе впечатляет: на данный момент аудиторию онлайн-видеосервисов составляет почти половина всех жителей России — сейчас это почти 40 млн человек, а в 2013 году было 21,7 млн.

Стимулирующие эту область цифровой экономики факторы:

Рост проникающих сетей и сетей 3G и LTE — последние позволяют смотреть видео в онлайн максимально комфортно, на высокой скорости и без зависания Сети при подгрузке контента.

Развитие платежных систем — они позволяют максимально большому количеству пользователей приобретать платный контент любым комфортным способом.

Общее увеличение количества хорошего контента и низкое качество пиратских сервисов. Вместе с тем развитие новых просмотровых технологий: VR, 4К и других новых устройств для просмотра видео онлайн, например рост телевизоров Smart TV (за последнее время они очень потеснили обычные телевизоры и, видимо, скоро вытеснят их вовсе).

Очень важный психологический момент: достаточно выросла вовлеченность пользователей в видеосервисы — можно самим выбирать контент по интересам, комментировать и вступать в дискуссии с другими пользователями.

Ограничивающие рост онлайн-кинотеатров факторы

Недостающий уровень цифровой грамотности пользователей — многие останавливаются на первичном этапе владения цифровыми технологиями и не хотят или не умеют повышать качество своего образования в этой области.

Относительно высокая стоимость самого контента и сервисов и при этом порой явно избыточное регулирование, конкуренция и часто агрессивная политика других видов онлайн-развлечений — игр, социальных сетей, которые искусственно тормозят вирусное распространение ссылок на некоторый контент.

рунет итоги

Экосистема индустриального Интернета

Речь идет о текущем уровне развития индустриального Интернета вещей в нашей стране и мире — и о перспективах развития этого сегмента.

Во всем мире количество устройств, подключенных к Всемирной сети, — около 8,4 млрд, а рынок по объемам интернет-вещей превысил показатель 1,7 трлн долларов против этого же показателя в 1,4 трлн в прошлом году. В России это 85 млрд рублей.

рунет итоги

Кибербуллинг и цифровая культура поведения

Киберагрессия — это новая реальность повседневной жизни практически каждого из нас. Выводы на сегодняшний день настораживают: коммуникационные риски по-прежнему достаточно высоки — об опыте практического столкновения с ними говорят почти все пользователи Рунета.

Подростки самого эмоционально нестабильного возраста — 14-17 лет — чаще всех становятся либо свидетелями агрессивного онлайн-поведения, либо жертвами. Данные говорят о том, что с подобным явлением столкнулась половина группы данного возраста, но, по оценкам экспертов, эта цифра несколько занижена по независящим от исследователей причин. Четверть подростков получали угрозы физической расправы над собой и своими близкими, испытывали давление со стороны знакомых и анонимных лиц.

Самые распространенные типы агрессии онлайн — флейминг, троллинг и хейтинг. Даже пользователи 12 лет, которые в той или иной форме сталкивались с таким явлением, составляют немалые 54 %, максимальный показатель — 70 % в возрастной группе до 17 лет.

Причины агрессии онлайн

Внешность, особенности характера и личности — это лидирующие позиции во всех возрастных группах. Увлечения и хобби, сексуальная ориентация, национальная принадлежность, принадлежность к определенной социальной группе по какому-либо признаку — например, хейтингу могут быть подвергнуты футбольные фанаты определенной команды, фанаты конкретной музыкальной группы.

Психологически эти причины ничем не отличаются от подобных мотивов в офлайн-режиме — подростки и молодежь всегда делились на группы, объединенные по одному признаку или ряду, но в Интернете можно быть объектом хейтинга сразу в нескольких срезах, что затрудняет прозрачность исследований.

С другой стороны, выплеск агрессии в онлайне часто там же и заканчивается, в то время как в реальной жизни те же подростки демонстрируют адекватность и здравомыслие. В этом ключе можно говорить о том, что жажда власти, развлечений, анонимной публичности, удовлетворения чувства безнаказанности за некоторые поступки в более или менее полной мере удовлетворяется в Сети, что приводит к снижению социально-негативной активности на улицах городов страны.

Как регулировать киберагрессию среди подростков и молодежи?

Каждый пятый ребенок в возрасте 12 лет не знает, к кому обратиться за помощью, если он становится жертвой буллинга в Сети, к родителям обращаются 17 % — но почти 100 % родителей не знают, что делать в подобной ситуации, и ничем помочь не могут. В старших группах процент подростков, остающихся один на один со своими страхами и сомнениями, еще выше — они традиционно не доверяют почти никому из взрослого поколения и предпочитают решать проблемы самостоятельно или замалчивать их.

Все это говорит о довольно острой необходимости повышения квалификации имеющихся администраторов и модераторов и появления прослойки профессионалов в этой сфере, введения нормативных и регулирующих норм и повышения уровня цифрового образования всех социальных и возрастных групп.

Очень влиятельными в этом вопросе считаются ведущие блогеры, СМИ и знаменитости, ведущие онлайн-аккаунты, но их собственная компетентность и уровень агрессии их онлайн-поведения часто остаются далеко за пределами общей морали и этики, чего в будущем лучше по возможности избегать.

итоги года

Право и ИТ

Любопытные данные о законотворчестве за этот год, касающиеся регулирования сети Интернет.

Почти все инициативы, проявленные за последние два года в этой отрасли, получили развитие и поддержку — они были приняты на законодательном уровне и подписаны Президентом (это касается и тех законопроектов, на которые отрасль реагировала заведомо отрицательно).

Так, например, активно прорабатывается тема регулирования социальных сетей и хранения данных пользователей, установление границ и правил доступа к личным данным, когда и если это необходимо для государственной безопасности или при угрозе терроризма в реальной жизни.

Это ярко свидетельствует о том, что государственная работа по регуляции сфер любой деятельности в Рунете набирает обороты и дальше информационное поле будет прорабатываться более интенсивно.

Существенная доля резонансных инициатив на всех уровнях получает концептуальную поддержку экспертов, однако однозначно их оценить пока не представляется возможным — нет важных отсылочных норм, до настоящего момента они попросту не определены. Это важный пункт проработки на будущее, но стоит учитывать, что оценка инициатив в результате может измениться как на положительную, так и на негативную.

рунет итоги

Все это говорит о том, что инициатив должно быть как можно больше на всех уровнях пользования сферами Рунета для более объемного и общего понимания картины — об этом важно помнить как рядовым пользователям любого возраста, так и тем, кто принимает законодательные решения на государственном уровне.

Подпишитесь и читайте нас в "Яндекс.Дзен"

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соц.сетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.