«Селфи»: сколько фильмов в новой экранизации Минаева

Культура Кино и сериалы

Бенефис Хабенского, страсти в Москва-Сити, психологический ребус или новый зрительский хит – что скрывается в эротическом триллере от автора «Духless».

На экранах – первый интригующий российский проект этого года, психологический триллер «Селфи», в котором Хабенский исполнил сразу две роли: успешного писателя Богданова и его терроризирующего двойника. Сергей Минаев, автор одноименной книги с красноречивой приставкой «Духless 21 века», сам переделал роман для большого экрана, а Федор Бондарчук поддержал фильм в качестве актера и продюсера.

Нового «Духless» у создателей, конечно же, не получилось, зато под одним заголовком обнаружилось сразу четыре картины: по одной на каждого из создателей. Разбираемся в расходящихся вариантах главной премьеры этой недели.

рецензия на фильм селфи

«Селфи» Хабенского

Константин Хабенский вновь доказывает, что он – одна из главных звезд в современном российском кино. «Селфи» если и не дотягивает до его полноценного бенефиса, то уж точно встает в ряды лучших работ в фильмографии актера. Писатель Богданов в его исполнении – не просто прожигатель жизни, каким был, например, Макс из «Духless», но глубоко страдающий персонаж, пораженный не столько творческим, сколько экзистенциальным кризисом. Появление таинственного двойника, вышвыривающего Богданова из его размеренной жизни, в этом смысле логично отражает нравственное падение героя. И Хабенскому убедительно даются обе роли.

К сожалению, гамлетовские страсти в прогнившем московском королевстве быстро разбиваются о дешевую мишуру сценария, кульминацией которого становится дубовый монолог Богданова из разряда «вся жизнь – театр», призванный объяснить мораль фильма для особо непонятливых. Впрочем, без Хабенского слушать его было бы совсем невыносимо.

хабенский селфи хомерики

«Селфи» Минаева

Само собой, в образе глянцевого писателя и прожигателя жизни Богданова легко узнается Сергей Минаев, один из самых продаваемых российских авторов XXI века. Чтобы ни у кого не осталось сомнений, кто перед вами, в «Селфи» появляются все узнаваемые минаевские детали, знакомые нам еще по «Духless»: алкогольные вечеринки, кокаин, секс на работе и неизбежная катастрофа личной жизни. Тяга к саморазрушению – ключевая черта героев Минаева, и здесь она реализуется сполна. Но за рамки этого удобного мирка автору по-настоящему так и не удается выйти.

Да, Минаев много внимания уделяет внутренним метаниям героя, но, увы, выглядит это как психотерапия автора, пытающегося выйти из творческого ступора за счет зрителей. При этом бесследно исчезают целые персонажи, двойник так и остается плоским злодеем с плохой мотивацией, а в ход идут дешевые драматургические ходы (в какой-то момент Богданов берет в заложники собственную дочь, чтобы провернуть по-голливудски «красивый» обманный маневр). Подобные фильмы, чаще категории Б, активно снимались в Америке в 90-х, и Минаев явно ориентируется на западные образцы. По крайней мере, туда клонит вторичный морализаторский финал, где герой оставляет всех «с носом». Однако кажется, что автор обманывает прежде всего самого себя.

рецензия на фильм селфи

«Селфи» Хомерики

Пожалуй, самый удачная версия фильма – психологический триллер Николая Хомерики. Жанровая картина высочайшей пробы, которые у нас снимают преступно редко. До прошлогоднего «Ледокола» Хомерики был известен непростыми авторскими лентами, иногда снятыми за копейки, в которых режиссер много играл со стилем – и это явно пошло его новой постановке на пользу: «Селфи» прекрасно работает с точки зрения саспенса, визуальной палитры и эротических сцен, которые присутствуют тут аж в двойном объеме.

Конечно, это чистая игра в жанр, в полной мере не выходящая за рамки подражания великим. В этом фильм Хомерики чем-то похож на трансгрессивное французское кино (к которому относят, например, Гаспара Ноэ, Клер Дени и Озона). Но в отличие от того же «Двойного любовника» Хомерики не пытается слепить из огрызков жанра нечто серьезное – и тем значительно отличается от любого нашего триллера последних лет. Если «Селфи» ожидает прокатный успех, глядишь, скоро и наш «Основной инстинкт» появится.

рецензия на фильм селфи

«Селфи» Бондарчука

Наконец, четвертую версию фильма представляют компания Art Pictures и Федор Сергеевич Бондарчук. Знаменитый продюсер даже сам появляется в кадре в роли близкого друга Богданова, содержащего лапшичную и рассекающего московскую непогоду в винтажном кабриолете салатового оттенка. Бондарчук как никогда органичен в образе 50-летнего нестареющего хипстера, но совершенно не сочетается с интимно-психологической тональностью Хомерики или популистскими тирадами Минаева.

Art Pictures явно снимали «Селфи» в духе большого продюсерского кино, от которого в фильме остались эффектные панорамы Москва-Сити, десант ОМОНа и эпичная погоня на иномарках по автостраде. Сделать из неплохого камерного триллера привлекательное зрительское кино – непростая задача. И кажется, фильму пошло бы на пользу, если бы продюсеры работали на менее серьезных щах.

рецензия на фильм селфи
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.