Вне проката: что смотреть у Netflix

Культура Кино и сериалы

Содержание

Безмолвный бармен в футуристическом Берлине или Натали Портман против инопланетной Зоны. Что выбрать из фантастических новинок главного сетевого конкурента Голливуда.

В конце февраля и начале марта вне проката вышли две нестандартные фантастические картины: «Немой», снятая сыном Дэвида Боуи Данканом Джонсом, и «Аннигиляция» от писателя и сценариста Алекса Гарленда. Первая изначально была спонсирована и намечена для выпуска на Netflix; вторую стриминговый сервис приобрел после отказа студии Paramount прокатывать амбициозный сай-фай в кино.

Сейчас обе ленты можно найти в сети. Рассказываем, чем могут приглянуться сатирический нео-нуар про немого бармена в Берлине будущего и вольное переосмысление «Соляриса» Тарковского с Натали Портман в главной роли.

немой нетфликс

Немой

Лео не повезло: когда-то в детстве он потерял возможность говорить из-за несчастного случая (и нежелания родителей-амишей класть ребенка под нож). В 2052 году, все еще немой, но весьма похорошевший, он живет в Берлине. Днем работает барменом в одном из ночных клубов, а по ночам строгает из дерева постель для своей синеволосой возлюбленной Надиры. Однажды Надира не придет, как всегда, на работу, и Лео отправится по грязным закоулкам мультикультурного мегаполиса, чтобы вернуть любовь своей жизни и собственный голос.

«Немой» – уже четвертая режиссерская работа Данкана Джонса, и, как и три предыдущих, она расположилась на поле амбициозной фантастики. Интересно, что именно этот фильм должен был стать дебютом постановщика в большом кино. Проект мечты пролежал в голове режиссера больше 10 лет – звезды сошлись только в 2017 году, когда набравший обороты стриминговый гигант Netflix выделил Джонсу необходимый для реализации бюджет. Закономерно, что определенная наивность и некоторая неуверенность новичка чувствуются в «Немом» повсюду: начиная с эксцентричных, часто не доведенных до цельности персонажей и заканчивая уходящими в никуда сюжетными тропами.

немой netflix кадры

Впрочем, в этом простодушии заключается и главное обаяние картины. Типичный детективный сюжет, заимствованный из нуаров Хичкока и Кэрола Рида, Джонс приправляет щедрой порцией политической иронии и актерской буффонады. За комизм в фильме отвечает превосходный дуэт Пола Радда и Джастина Теру – двух американских вояк, который когда-то были любовниками, а теперь подпольно работают на русских. Последние вообще занимают в истории довольно большое место: один из второстепенных героев, русский негр Максим, является владельцем того самого бара, где работает Лео, и именно его онемечившиеся братки частично препятствуют поиску Надиры. Впрочем, главные враги здесь совсем не они.

К сожалению, весь этот переливающийся, забавный калейдоскоп людей, локаций, шуток и сюжетных поворотов не всегда приводит туда, куда хотелось бы. Вдобавок, как и вся оригинальная продукция Netflix, по части визуала «Немой» выглядит скорее как телепродукт, что мешает принять картину Джонса за полноценную кинофантастику. Однако это все незначительные мелочи – поглазеть тут явно есть на что.

немой netflix карты

Аннигиляция

Новая фантастика с Натали Портман – история совершенно иного рода. По сюжету в недалеком будущем (или даже настоящем) на Землю шмякается метеорит, вокруг которого разрастается Зона, как из романа Стругацких. Муж главной героини, биолога по имени Лина, уходит в Зону в составе военной экспедиции и возвращается через год с внутренним кровотечением и амнезией. В попытках разобраться в произошедшем и остановить разрастающуюся аномалию Лина объединяется с четырьмя женщинами-учеными и отправляется по ту сторону загадочного энергетического поля, прозванного Мерцанием.

Если «Немой» для Джонса явно был шагом назад в знакомое прошлое, то для писателя, сценариста и по совместительству режиссера Алекса Гарленда («Из машины», «Пляж») новая картина стала смелым скачком навстречу неизвестному. Как и большинство классических образцов кино и литературы, на которые его фильм открыто опирается, «Аннигиляция» оказывается визуально роскошным, медитативным и совершенно неоднозначным по смыслу психологическим сай-фаем.

аннигиляция netflix кадры

Здесь есть и своя версия Комнаты желаний из «Сталкера», и рождение новой космической сущности, как в «Космической одиссее» Кубрика, и встреча лицом к лицу с неизведанным, подобно «Побудь в моей шкуре» Глейзера и «Цвету из иных миров» Лавкрафта. Более всего, конечно, фильм с Портман вызывает в памяти «Солярис» Тарковского: в обеих кинокартинах (обе – экранизации достаточно посредственной научной фантастики) герои оказываются в гостях у инопланетного, которое (по невыясненным причинам) принимает человеческие формы.

При этом язык не повернется назвать Гарленда эпигоном. То, что вслед за главными авторами прошлого и настоящего он задается амбициозными вопросами самости и гуманизма, говорит больше о нашем времени, нежели о режиссере. Пускай местами фильм обманывает ожидания и уводит зрителя в совершенно глухие степи – не проникнуться его величественно-пронзительным финалом по истечении двух часов просто невозможно.

аннигиляция кадры
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.