Тот факт, что мы все тут ужасно взрослые — и, естественно, очень даже не против насладиться настоящими взрослыми удовольствиями — вовсе не означает, что мы не можем смотреть мультиков. Хотя бы иногда. Нет-нет, можно, конечно, смотреть и “Олененка Бэмби” или подпевать Элтону Джону в “Короле-Льве”, но мы сейчас говорим о чуть более сложных мультиках. Да, их рисовали именно что для взрослых, поэтому детей лучше отправить гулять в зоопарк, например. Между прочим, если смотреть на английском — можно еще и язык “подтянуть”.
Персеполис (Persepolis, 2003)
80-е в Тегеране, главная героиня — восьмилетняя девочка, мечтающая стать пророком. Исламская революция, объятый войной Иран. Бомбежки, разрушение и страх — и неукротимое взросление девочки Маржан, необходимость прятать под чадрой не только волосы — но и бунтарскую натуру, и жажду свободы, и юношеский максимализм. Как ей удастся совладать с собой — или окружение окажется сильнее? Ответ в полуторачасовой истории — мультфильм смотрится на одном дыхании.
Мой сосед Тоторо (My Neighbor Totoro, 1988)
Вообще-то любое из анимэ Миядзаки можно смотреть в любом возрасте и с любого момента — и это вовсе не те ванильные глупости, которые смотрят нынешние подростки на переменах. Забавный лесной дух Тоторо знакомится с двумя сестрами — и они вместе проходят через странные и смешные испытания. Мультик с двойным и тройным дном: например, режиссер постарался четко обозначить проблему надвигающейся и повсеместной урбанизации, а после выхода ленты пожертвовал три миллиона долларов обществу защиты природы своего родного городка Токородзава (сейчас находится в черте Токио).
Кошмар перед Рождеством (The Nightmare Before Christmas, 1993)
Это одна из лучших на свете рождественских историй, несмотря на ужасающий антураж и страшноватое название. И ждать зимних каникул совершенно необязательно. Чудесно восстанавливает веру в чудеса — даже у вполне взрослых и циничных тетей и дядей.
Чико и Рита (Chico and Rita, 2010)
Британско-испанский мультик с совершенно нешуточными страстями и настоящей пылкой любовной историей. Действие происходит на острове Свободы в конце 1940-х. Чико — помешанный на джазе пианист, Рита видит в будущем себя великой певицей в окружении страстных поклонников. Они сталкиваются в танце, словно в схватке — и уже не могут ни оторваться друг от друга, ни сблизиться, потому что ближе, кажется, уже невозможно. Жизнь, словно проверяя их неугомонные сердца на прочность, постоянно разлучает их, чтобы снова кинуть обратно в объятия друг друга. Финал неожиданный — впрочем, смотрите-ка лучше сами.
Бесподобный мистер Фокс (Fantastic Mr. Fox, 2009)
Фильм очень теплый: в разгар эпохи идеальных и лощеных цифровых героев — нарочито неуклюжие тряпичные звери очень натурально переживают простые и понятные человеческие страдания, и любовь, и сомнения. Отлично прописанные типажи, яркие сюжетные линии, конфликт характеров и интересов. Все как у больших и настоящих, у этих отважных зверей с пуговичными глазами. Новое прочтение классического сюжета “Лиса и куры” — звери там куда артистичнее человека, которого на экране практически и нет. В оригинальной версии мультфильма перснажи говорят “звездными” голосами и даже куклы, кажется, списаны отчасти с внешности актеров. Интересно, кто кого сумеет угадать?
Трио из Бельвиля (The Triplets of Belleville, 2003)
Тур-де-Франс во всей своей красе — и трио эксцентричных тетушек, поющих в мюзикле. Впечатляющий микс, не так ли? Не стоит расслабляться: там еще и детектив с погонями и мафией, и таинственные похищения, и утонченные престарелые француженки, и триллер с экшеном в полный рост. Не мультик, а сплошные повороты сюжета — быстрее, чем самый быстрый велосипедист сумеет выиграть знаменитую гонку.
Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня (Wallace & Gromit: The Curse of the Were-Rabbit, 2005)
Мультик целиком и полностью сделан из пластилина, а задние фоны и вовсе нарисованы вручную, компьютерная обработка использовалась по минимуму, так что посмотреть интересно хотя бы из наслаждения виртуозностью мультипликаторов. Еще одна веская причина — на фоне довольно простого — если не сказать, примитивного — сюжета то и дело сверкают настоящие перлы истинно британского юмора. Часть, конечно, при переводе неизбежно потерялась. Зато пародии на всем известные штампы фильмов ужасов хороши даже в переводе.
Желтая подводная лодка (Yellow Submarine, 1968)
Вообще-то тут ничего объяснять не нужно — всем понятно, что небо синее, вода — мокрая, а The Beatles — самое вечное из вечного. Просто отключить голову — и включить мультфильм. И петь во весь голос, конечно.
Оставить комментарий