10 легендарных импровизаций в советских фильмах: остроумие зашкаливает

Культура Кино и сериалы

В те времена каждый актер был немножечко режиссером — мог сам изменить сценарий в лучшую сторону.

От советского кино идет особая атмосфера. Кажется, что вся команда была добрыми друзьями, которые с вдохновением работали над общим проектам. При этом все были многозадачными: режиссеры выходили подыграть актерам, а актеры “разбавляли” сценарий собственными придумками.

Так оно, по большей части, и было. Эльдар Рязанов поощрял импровизации в кадре — даже настаивал на них, а сценарист и прозаик Евгений Шварц давал волю только самым талантливым артистам. В любом другом случае звезды могли даже не спрашивать разрешения: просто творить то, что им хочется, и делать фильмы в сто раз лучше.

Ирония судьбы, или С легким паром!

10 легендарных импровизаций

В знаменитой начальной сцене, где Лукашин сидит в бане с друзьями, ни одна бутылка водки не была бутафорской. Актеры решили отметить день рождения Александра Белявского и тайно заменили реквизит. Хоть дубли и удались, Эльдар Рязанов был глубоко разозлен на команду за такой поступок.

Служебный роман

Служебный роман

В “Служебном романе” что ни сцена — все экспромт. Рязанов всегда давал своим актерам свободу (если только речь шла не о подмене бутылок водки). Одним из самых примечательных моментов стала ссора Андрея Мягкова с разъяренной Алисой Фрейндлих. В какой-то момент актер схватил Лию Ахеджакову и начал “закрываться” ею от начальницы. Все крики, эмоции и реакции в этой сцене — настоящие.

Семнадцать мгновений весны

Семнадцать мгновений весны

Эпизод, где Штирлиц выходит из машины и разговаривает с собакой, оказался в фильме совершенно случайно. Вячеслав Тихонов, как и было прописано в сценарии, начал неспешно выбираться из автомобиля, но к нему неожиданно подбежал пес. Актер сбился, присел на корточки, чтобы приласкать животное и тихо произнес: “Чей же ты, дурашка?”. Режиссер Татьяна Лиознова посчитала эту сцену слишком милой и отказалась ее вырезать.

По семейным обстоятельствам

По семейным обстоятельствам

Когда Ролан Быков в роли логопеда ставил диагноз дочери героев, съемочная группа не могла сдержать смеха. “У вашей фефочки проблемы с фикцией”, — актер произносил это с серьезным выражением, а все остальные едва могли работать. Евгений Евстигнеев, который в тот момент тоже находился в кадре, никак не мог себя успокоить — чтобы не затягивать со съемками, кадры с заливающимся артистом пришлось оставить.

Невероятные приключения итальянцев в России

Невероятные приключения итальянцев в России

Евгений Евстигнеев не раз бессознательно менял сценарий. Перед съемками “Невероятных приключений итальянцев в России” актер сломал ногу во время игры в бадминтон. Однако работу над фильмом не стали переносить — просто посадили Евстигнеева в инвалидную коляску. Это сделало его образ более запоминающимся.

Кавказская пленница, или новые приключения Шурика

Кавказская пленница, или новые приключения Шурика

В одном из эпизодов Владимир Этуш просит героя Фрунзика Мкртчана снять ему шляпу. Однако этого в сценарии не было, актер растерялся и переспросил: “Что?”. Сцена была такой искренней и гармоничной, что Леонид Гайдай приказал ее оставить.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Во время поединка на шпагах между героями Михаила Козакова, Андрея Миронова и Михаила Боярского, с первого случайно слетел парик. Казаков не растерялся и сказал: “Не вижу ничего смешного, парик — это очень современно”. Тут же Алиса Фрейндлих прикрыла голову актера веером — это только дополнило импровизацию.

Белые росы

Белые росы

Когда герой Николая Караченцова стоит под окном у своего брата Андрея, то спрашивает: “Кобра твоя еще на курорте греется?”. В сценарии жену брата никак не называли, но сам актер решил немного приукрасить диалог. Эта случайная “Кобра” так соответствовала образу героини, что его сделали “фишкой” всего фильма.

Золушка

Золушка

Евгений Шварц не терпел, когда актеры отклонялись от написанного им сценария. Единственное исключение он сделал для Фаины Раневской. В сцене, где мачеха примеряет перья, ей хотелось добавить пару фраз. Она показала Шварцу свои наметки, а тот расхохотался — и позволил актрисе поимпровизировать. Так и появился монолог героини, где она берет у Золушки аксессуары и приговаривает: “Я работаю как лошадь. Бегаю, хлопочу, требую , добываю и добиваюсь, очаровываю”.

Большая перемена

Большая перемена

В одной из сцен второй серии Нина Маслова спрашивает Савелия Крамарова: “Ты мне глазки строишь?”. Он отвечает ей весьма остроумно: “А что, я тебе кооператив, что ли, строить должен?”. Оказалось, что эту реплику придумала сама актриса.

А какой момент из советского кино — ваш самый любимый?

1 комментарий

  • Ольга
    1 июля 2022 13:29

    Сеня, быстренько объясни товарищу, почему Володька сбрил усы.

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.