Какие болезни таятся во льдах?

Стиль жизни Путешествия

Глобальное потепление и таяние льдов высвобождают вирусы и бактерии, которые на протяжении веков скрывались под слоем вечной мерзлоты. К чему это может привести?

История человечества неразрывно связана с эпидемиями и смертельными заболеваниями: они выкашивали племена и города, пока наконец не был обнаружен пенициллин, а следом за этим появились первые антибиотики (которые, нужно признать, далеко не всегда были эффективны). В ответ на это вирусы и бактерии эволюционировали, выработав устойчивость к препаратам, а ученые совершенствовали «противоядия»… Замкнутый круг: эта битва может продолжаться веками. Но кажется, теперь нам предстоит встреча с противниками, о которых мы ничего не знаем. Из-за глобального потепления и таяния льдов бактерии и вирусы, скованные вечной мерзлотой, оживают. Они все так же опасны, как и тысячи лет назад.

Сибирская язва в современной Сибири

В августе 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе зафиксировали вспышку сибирской язвы: диагноз подтвердился у 24 жителей тундры, употреблявших в пищу оленину, а 12-летний подросток скончался от кишечной формы болезни. От опасной инфекции погибли свыше 2 500 тысяч животных. Позже специалисты установили, что источником инфекции стали оттаявшие захоронения оленей, ранее погибших от этой болезни. Из-за высоких температур глубина таяния слоя вечной мерзлоты превысила обычный показатель, что привело к активизации инфекции, которая затем распространилась.

Проблема в том, что этот случай может стать далеко не единственным. Только в начале прошлого века от сибирской язвы скончалось более 1 млн оленей. В условиях севера вырыть глубокие могилы для их останков было практически невозможно, поэтому могильники, которых насчитывается несколько тысяч, находятся близко к поверхности. При нормальной летней температуре слой вечной мерзлоты оттаивает на 50 см, но аномальная жара обнажает старые слои. Промерзшая почва — прекрасное место для бактерий: здесь они могут сохраняться до  миллиона лет. А значит, чем быстрее будут таять льды и вечная мерзлота, тем быстрее вирусы выберутся наружу. Возможно, среди них есть и те, о которых мы ничего не знаем.

сибирская язва

Ожившие бактерии

Столетиями вечная мерзлота служила последним пристанищем для людей и животных, многие из которых пали жертвами инфекционных заболеваний. Так, при раскопке массовых захоронений на Аляске ученые обнаружили в телах фрагменты РНК испанки. В Сибири с большой долей вероятности сохранились вирусы оспы и бубонной чумы. Вот что писал на этот счет нобелевский лауреат Борис Ревич: «На арктических территориях существовали многочисленные очаги сибирской язвы. Только в Республике Саха (Якутия) имеется более 200 пунктов захоронения больных животных, и при потеплении климата существует реальная опасность нарушения изоляционных способностей этих сооружений. Это же касается и оспы. Живой вирус может сохраняться в трупах людей, погибших от оспы и захороненных в вечной мерзлоте». Выжить в вечной мерзлоте могут не все бактерии: их споры должны быть морозостойкими. Но помимо уже перечисленных инфекций, в снегах и льдах отлично сохраняются бактерии столбняка и Clostridium botulinum, ответственные за ботулизм.

Ученые неоднократно пытались «привести в чувства» и другие бактерии, найденные в замороженном состоянии. И надо сказать, весьма успешно: в 2005-м исследователи из NASA разморозили Carnobacterium pleistocenum, которые оказались в замороженном озере на Аляске со времен плейстоцена. Как только лед растаял, бактерии полностью восстановились. Российским ученым и вовсе удалось оживить круглых червей — нематод, которым от 30 000 до 42 000 лет. Они были извлечены вместе с образцами многолетнемерзлой породы на особо охраняемой природной территории Дуванный Яр в нижнем течении реки Колымы. К сожалению, среди «воскреснувших» — только самки, поэтому с определением точной видовой принадлежности возникли проблемы.

Так что же делать со всеми инфекциями? Ученые считают, что переживать по поводу доисторических болезней бессмысленно — по крайней мере пока. Логичнее все свои силы бросить на борьбу с глобальным потеплением, из-за которого есть риск потерять не только животных Севера, но и несколько крупных городов. После таяния вечной мерзлоты северные страны рискуют заработать «южные» болезни, переносимые комарами и грызунами, а также холеру. А это может быть куда страшнее.

какие бактерии кроятся во льдах
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.