Социальные сети давно уже стали не просто чем-то повседневным, а необходимостью, без которой невозможно представить не только межличностное общение, но и рабочий процесс. Часты случаи, когда в офисе все сотрудники молчат — им просто незачем говорить вслух, потому что они переписываются в Телеграме или ВКонтакте. Существуют даже специальные тренинги о том, как избавиться от интернет-зависимости. Мы решили разобраться, как социальные сети изменили наше общение за последнее время.
Цифровая социология
Говорить о цифровизации общения исключительно в негативном ключе — мол, раньше люди больше общались друг с другом, дети играли во дворе, да и вообще деревья были выше и трава зеленее — бессмысленно, поскольку нельзя отрицать вошедший в нашу жизнь прогресс. Куда логичнее признать его и попытаться осмыслить. Например, существует социология Интернета, или цифровая социология, — относительно молодое направление, которое начало развиваться в нулевых с появлением Facebook, Youtube и других, тогда новых, а теперь ставших привычными сервисами. В России цифровую социологию изучают, например, в Высшей школе экономики.
“Девизом ученых, пытающихся понять, как работают технологии, могла бы стать фраза из статусов «ВКонтакте» об отношениях: «Все сложно». Нельзя позволить себе проклинать технологии и требовать возврата в провинцию, как Хайдеггер это называл, «к крестьянской поступи, борозде и простым вещам обихода». Но нельзя и разрешить себе встать на сторону технологических детерминистов. Зачастую в течение дня даже обыватель меняет эти позиции достаточно легко. С теоретиками медиа и социологии происходит то же самое. С утра человек может спокойно читать лекцию в университете, вслед за Маклюэном или даже за Беньямином рассказывать студентам о том, что проклятые медиа поставили под вопрос подлинность нашего существования. А вечером чертыхаться, отправляя письмо на конференцию где-нибудь в Америке, и проклинать плохо работающий Интернет”, — полагает https://postnauka.ru/faq/80430 доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС Денис Сивков .
Зависимость от лайков
Постоянная оценка в социальных сетях вызывает зависимость от нее. Мы выкладывает фото в ........., зная, что их непременно оценят. Пишем статусы ВКонтакте, также рассчитывая получить определенную реакцию. В результате жизнь превращается в эдакую саморепрезентацию (не всегда соответствующую реальности). Так, по данным отчета GfK Crossmedia Landscape 2017, россияне проводят в соцсетях почти треть всего своего онлайн-времени. Лидерами по охвату российской онлайн-аудитории остаются поисковики и соцсети. По словам доктора Шэннона М. Рауха из Бенедиктинского университета в Меса, штат Аризона, социальные сети оказывают некое подкрепление каждый раз, когда человек входит в систему.
«Для тех, кто публикует обновления статуса, подкрепления продолжают поступать в форме поддерживающих комментариев и лайков. И конечно же, мы знаем, что поведение, которое последовательно подкрепляется, будет повторяться, поэтому человеку, который выработал эту привычку, просто сложно остановиться», — полагает исследователь.
Доктор Сесил Андрайссен и его коллеги из Бергенского университета в Норвегии разработали шесть критериев для определения зависимости от Facebook. К ним относятся такие заявления, как «вы тратите много времени на размышления о Facebook и планируете, как его использовать» и «вы используете Facebook, чтобы забыть о личных проблемах». Исследователи говорят, что подсчет «часто» или «очень часто» по четырем из шести критериев указывает на зависимость от Facebook.
Микрочитинг
Соцсети становятся первичным способом знакомства, по крайней мере у современных подростков. В частности, по данным Pew Research Center, 57 % подростков 13–17 лет находили новых друзей онлайн; 29 % заявили, что нашли таким образом более пяти друзей. Чаще всего отношения завязываются в соцсетях (так было с 64 % тех, кто нашел друзей онлайн). При этом большинство отношений, начатых в Интернете, не выходит за его пределы — только 20 % опрошенных подростков сказали, что встречались с онлайн-друзьями лично. Но у этого есть и оборотная сторона.
В 2018 году появился термин «микрочитинг», обозначающий беспокойство о поведении партнеров в социальных сетях. Его придумал профессор психологии Университета Южного Уэльса Мартин Графф. Речь идет о том, что лайки под фотографиями, использование эмодзи с цветочками и сердечками или комментарии в аккаунте бывшей девушки или парня воспринимаются как своеобразные “микроизмены”. Все эти вещи по сути становятся триггером для подозрительного человека.
Графф говорит, что микроизмены может спровоцировать все что угодно. Утрируя, он советует не отправлять никаких эмодзи, иначе это может быть расценено как двусмысленность, не регистрироваться в Тиндере, остерегаться смайликов и всегда чистить историю поиска.
Оставить комментарий