Летающий гроб, суеверия, котята‑чертята – как снимали единственный советский ужастик “Вий”

Культура Кино и сериалы

Кто претендовал на главные роли? Какие события наводят на мысли о проклятии фильма? И как удалось в условиях советских технологий снять такой реалистичный хоррор?

вий

В 1967 году советские зрители увидели первый отечественный ужастик, созданный по сюжету повести Николая Васильевича Гоголя “Вий”. Фильм удивил не только мастерством, с которым его сняли, но и необычным для советского кинематографа жанром – ужастики в СССР не снимали ни до, ни после выхода “Вия”. И это даже несмотря на успех киноленты.

Идея снять фильм по повести Гоголя изначально принадлежала Ивану Пырьеву, но он был занят на съемках “Братьев Карамазовых”. Тогда он попросил коллег из ВГИКа найти молодых перспективных режиссеров, чтобы они воплотили его идею в жизнь. И их нашли.

“Вий” стал дипломным проектом молодых режиссеров

вий

Поручить экранизацию решили двум талантливым студентам ВГИКа – Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Чуть позже к ним присоединился в качестве помощника Александр Птушко, известный мастер сказочного жанра. Именно благодаря ему фильм получился таким, каким мы его знаем.

На роль Хомы Брута претендовало несколько актеров

вий

Было довольно странно увидеть в роли бурсака Хомы Брута Леонида Куравлева – слишком уж комедийным было его амплуа в советском кинематографе. Но удивительно, он идеально подошел на эту роль. Не зря Пырьев настоял именно на этом актере – изначально утвердить хотели Вячеслава Невинного.

Вместо Натальи Варлей должна была сниматься Александра Завьялова

вий

С поиском актрисы на роль Панночки пришлось помучаться – мало того, что многие отказывались, слишком суеверно подходя к этой работе. Так еще и пришлось отказаться от утвержденной уже актрисы Александры Завьяловой. Уже отсняли довольно много сцен, как пришел приказ убрать актрису из актерской команды. Точной причины не известно – есть три версии. По первой, она отказалась сама в пользу другого фильма. По второй, у нее были проблемы со здоровьем, поэтому она не смогла продолжить съемки. А по третьей, ее сняли из-за близкой связи с иностранцем, которого обвинили в шпионаже. Все отснятые материалы были уничтожены. Но внимательные зрители заметят, что в одном эпизоде вместо Варлей в гробу лежит Завьялова.

Наталье Варлей пришлось продемонстрировать все свое мужество

вий

Актриса сразу согласилась на роль, тем более, что ей было интересно принять участие в таком необычном жанре. Она была совсем не суеверна, поэтому ее не смущали сцены в гробу. Однако, лежать там и притворяться мертвой это было не самым страшным испытанием. Страшнее всего было летать в гробу – несмотря на отличную физическую форму и опыт работы гимнасткой в цирке, Варлей было довольно страшно сниматься в этом эпизоде.

Леонид Куравлев помог избежать трагедии

вий

Актриса не зря боялась летать в гробу – во время съемок случился инцидент, который чуть было не стоил Варлей здоровья, а то и жизни. Прежде чем поставить ее в гроб, его досконально проверили на безопасность. Во время съемок на актрисе был страховочный трос. Но в момент трюка он как-то разболтался, и актриса полетела кубарем вниз. Повезло, что рядом оказался Леонид Куравлев, который поймал ее. В противном случае все могло бы закончиться плачевно.

Старую ведьму играл мужчина

вий

Никто не хотел соглашаться на роль старой ведьмы – одни из-за суеверий, другие из-за неприглядного образа. Тогда режиссеры подумали – если Милляр лучше всех играет Бабу-Ягу, то почему бы им тоже не пригласить мужчину? Так в актерском составе появился Николай Кутузов, который с удовольствием согласился попробовать себя в необычном амплуа.

Жуткость фильму придавали всеми доступными способами

вий

Например, тени чертят получилось сделать так – на котят надевали рожки и подзывали их с помощью лакомств. Получилось очень реалистично. Для съемок эпизодов с гробом сделали аж целых три экземпляра – один маленький, который летает пустой, второй, в котором лежит Варлей, третий, в котором летает сама Панночка.

Съемочная группа считает все мистические события не более, чем предрассудками

вий

Некоторые люди, верящие в мистику, находили подтверждение своей вере в потусторонние силы. Например, они связывают отсутствие у Варлей главных ролей после этого фильма с наказанием за участие в богопротивном деле. Или находят еще другие подтверждения вроде смерти режиссера Константина Ершова. Но с момента окончания съемок до его ухода из жизни из-за врачебной ошибки прошло 17 лет. И в принципе, все эти домыслы сильно притянуты за уши.

А что вам больше всего нравится в фильме “Вий”?

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.