Основное внимание при создании кино уделяется мелочам. Случайная деталь, которая не вписывается в повествование, может сильно испортить впечатление от просмотра. Для этого на площадке нужны специалисты узкого профиля: консультанты, историки, художники и костюмеры. Эта команда может воссоздать даже наряды из Древней Руси – да так, что даже в музее не отличат.
В советском кино к этой работе подходили с особым трепетом. Даже современных режиссеров восхищают тщательно проработанные костюмы героев. Без казусов, конечно, никогда не обходилось: мастерицы умели создавать кутюрные наряды из старых простыней, а случайные ошибки могли неожиданно стать “метафорой”.
“Место встречи изменить нельзя”, а стиль — можно
Почти все герои фильма сами отвечали за свои образы — Владимир Высоцкий и вовсе тащил на площадку все, что находил в старых шкафах. А вот герой Евгения Евстигнеева, Ручечник, носил чешский костюм из 70-х, хотя действие ленты разворачивалось только в 1945-м. Просто ему совсем не понравилось то, что подобрали для его персонажа костюмеры. Режиссер Станислав Говорухин пытался повлиять на Евстигнеева, но в итоге предоставил ему полную свободу.
Костюмы царского размаха в “Иване Грозном”
За эскизы к костюмам отвечал художник Иосиф Шпинель. Сергей Эйзенштейн хотел, чтобы в его ленте все было исторически достоверно, поэтому следил за каждой деталью. Для его “Ивана Грозного” было создано более сотни костюмов. Их делали максимально приближенными к моде того времени — это видно по одеяниям Людмилы Целиковской, сыгравшей Анастасию Романову. Платье царицы сделано из настоящей парчи и обито натуральным мехом.
Тысяча часов работы ради достоверности в “Войне и мире”
Дальше Эйзенштейна пошел только Сергей Бондарчук. Для “Войны и мира” режиссер потребовал создать 12 тысяч костюмов. Все было выполнено по моде XIX века — особенно приглянулось зрителям нежное белое платье Людмилы Савельевой, в котором ее героиня Наташа впервые отправилась на бал.
Образы от кутюрье в “Иван Васильевич меняет профессию”
Зиночку из комедии “Иван Васильевич меняет профессию” считали одной из самых модных героинь советского кино. Больше всего зрительницам тех лет приглянулось красное платье-рубашка с отложным воротником, в котором девушка исполняла песню “Звенит январская вьюга”. За все образы Натальи Селезневой в этом проекте отвечал тогда еще совсем молодой модельер Вячеслав Зайцев.
Платья из всего, что было, в “Москва слезам не верит”
Наряды Людмилы поражали своей оригинальностью. Платье в клетку, в котором героиня шла в библиотеку ради охоты на мужчину мечты, сшили из эластичной ткани. А костюм, в котором Люда приехала к друзьям на дачу, был и вовсе собран рукодельницами из старых матрасов.
Пародия на европейских модельеров в “Карнавальной ночи”
Дебют Людмилы Гурченко имел значение и для моды. В “Карнавальной ночи” юная актриса показала СССР, как выглядит стиль “нью-лук”, разработанный Кристианом Диором. Сразу после премьеры фильма советские модницы побежали шить себе такие же платья, как у Леночки Крыловой.
Платье для учительницы из “Иронии судьбы”
Креповое платье горчичного цвета и меховая шапка — узнаваемые символы “Иронии судьбы”. Это вторая “роль” наряда, ведь за три года до выхода новогодней комедии такое же платье примерила актриса Антонина Шуранова в ленте “Опасный поворот”. Правда, для Барбары Брыльска его пришлось чуть-чуть укоротить.
Неслучайная ошибка в “Гусарской балладе”
Ольга Кручинина была костюмером в “Иронии судьбы” и во многих других лентах. Она никогда не ошибалась — лучше сказать, почти никогда. Во время работы над “Гусарской балладой” Ольга перепутала принадлежность героев к разным полкам и одела их в мундиры неправильного покроя и цвета. Позже Кручинина признается, что получилось даже лучше: она дала героине наряд розово-серого оттенка, чтобы намекнуть на ее скрытую женственность.
Волшебные наряды из “Чародеев”
Образы Алены Саниной соответствовали моде 80-х. Героиня Александры Яковлевой запомнилась, прежде всего, по пушистой белой шубе. Ее взяли напрокат в Специальном художественно-конструкторском бюро, в котором шили вещи по европейским стандартам.
Оставить комментарий