Пьесы Шекспира всегда будут излюбленным материалом киноделов. Творения британского гения можно подстроить под любую эпоху, ведь вопросы, поднимаемые в сюжете, волнуют и наше поколение. Особняком стоит история о Ромео и Джульетте — самая печальная на свете, как мы знаем.
Режиссеры не раз брались экранизировать трагическую повесть. В 1954 году вышла версия Ренато Кастеллани, а в 1996-м Баз Лурман представил современный взгляд на судьбу наследников двух враждующих кланов. Франко Дзеффирелли же сделал картину, в которой сочетался и дух оригинала, и “свежая” итальянская страсть — мы собрали 10 фактов о том, как создавался его шедевр.
Шекспир повсюду
Итальянец Франко Дзеффирелли, который с юных лет жил в Великобритании, обратился к творчеству Шекспира после просмотра фильма «Генрих V» по мотивам одноименной пьесы. Он пообещал себе экранизировать другую культовую работу британского мастера — «Ромео и Джульетту». Выбор был обоснован: ранее Дзеффирелли ставил по ней спектакль с молодой Джуди Денч.
Новый взгляд
Первая трудность, с которой столкнулся создатель, это возраст актеров. В кино и театре сложилась традиция: шекспировским героям не было и двадцати, а играли их 30-летние и даже 40-летние актеры. Франко Дзеффирелли решил пойти другим путем и взял на главные роли 15-летнюю Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга.
С чистого листа
Неопытность актеров не пугала Дзеффирелли. Ему было важно найти подходящие образы — обучить юных членов команды актерскому мастерству, искусству декламации, танцам и фехтованию можно было прямо на съемочной площадке.
Командная работа
Съемки проходили в Риме. Ассистентом Дзеффирелли выступал сэр Лоуренс Оливье — актер и по совместительству один из известнейших интерпретаторов творчества Шекспира. Проект пришелся ему по душе, поэтому он не только консультировал команду, но и согласился читать закадровый текст.
Другая Джульетта
Создатели фильма старались не сильно отходить от оригинального сюжета пьесы. Костюмы, манеры, речь, декорации — все должно было соответствовать историческому контексту, то есть стилю позднего Возрождения. При этом вольности Дзеффирелли себе тоже позволял. К примеру, он отказался от классического образа светловолосой и голубоглазой Джульетты, показав ее темноволосой девушкой.
Интимный скандал
Полемика развернулась вокруг эротических сцен, включенных в фильм. По словам актеров, режиссер пообещал, что во время съемок постельной сцены на них будет белье телесного цвета. Однако потом Дзеффирелли вынудил Леонарда и Оливию раздеться ради натуралистичности кадра. Голые тела собирались не показывать зрителю, но в итоге в картине засветились и ягодицы Уайтинга, и грудь Хасси.
Служебный роман с продолжением
Несмотря на неопытность и некоторую зажатость актеров, химия между главными героями чувствовалась с первого кадра. Спустя много лет после премьеры Леонард Уайтинг признался, что Оливия была его первой любовью — именно поэтому у него получилось так достоверно и чувственно воплотить образ Ромео. Кстати, тема Шекспира сводила Хасси и Уайтинга не единожды. В драме «Социальное самоубийство» 2015 года они сыграли родителей современной Джульетты (ее сыграла дочь актрисы Индия).
След в истории и сердцах публики
Зрители, кинокритики и коллеги Дзеффирелли высоко оценили фильм. “Ромео и Джульетта” получил “Оскар” за лучшие костюмы и лучшую операторскую работу, номинировался на премию в категориях «Лучшая работа режиссера» и «Лучший фильм», а написанная композитором Нино Рота музыкальная тема «What is a Youth» стала настоящим хитом тех лет.
Суд спустя 50 лет
Хотя лента в итоге стала культовой, а Леонард Уайтинг и Оливия Хасси получили пропуск в мир большого кино, у них остались претензии к режиссеру. Недавно они подали судебный иск из-за постельных сцен. Актёры, которым сейчас за 70, обвинили киностудию Paramount в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и потребовали 500 миллионов долларов в качестве компенсации. Кто конкретно будет отвечать за ошибку — неизвестно, ведь самого Франко Дзеффирелли не стало в 2019 году.
Оставить комментарий