Подготовка ребенка к школе: как правильно расставить приоритеты?

Общество Образование

Чему в первую очередь уделить внимание при подготовке к школе? Так ли важно дошкольнику уметь читать, писать и считать до того, как прозвенит первый звонок? И что в действительности поможет ребенку хорошо учиться? Спросили у эксперта образовательной платформы ЛогикЛайк — Анны Давидович, нейропсихолога, кандидата психологических наук.

Каждый заботливый родитель беспокоится, как быстро ребенок адаптируется к школе, станет ли он успешным в учебе и насколько легко ему будут даваться знания. Чтобы немного успокоить себя, многие начинают учить детей читать, писать и считать еще задолго до поступления в первый класс, считая это залогом успешности.

Однако психологи и педагоги утверждают, что примерно 40-60% детей, несмотря на эти умения, оказываются не готовыми к школе. 

Причина — в несформированности у ребенка тех психических функций, которые обеспечивают успешность усвоения школьных знаний. Анна Давидович – нейропсихолог, кандидат психологических наук,  методист образовательной платформы ЛогикЛайк — объяснила, какие из них самые важные.

Подготовка ребенка к школе

Восприятие

Восприятие лежит в основе мышления, памяти и речи. К примеру, для того, чтобы решить задачу по математике про двух движущихся навстречу лыжников, у нас должен возникнуть соответствующий образ восприятия.

Восприятие подразумевает способность человека к анализу и синтезу. Это важнейшие операции в любом виде интеллектуальной деятельности. Если по каким-либо причинам ребенок был лишен возможности совершенствовать процесс восприятия в дошкольном возрасте, то это неизбежно скажется на его способности к интеллектуальной деятельности в целом. 

Чем больше ребенок получает зрительного (рассматривает изображения разной формы, цвета, размера), слухового (анализирует звуки разной высоты, тембра, слушает мелодии, стихи, человеческую речь), тактильного (знакомится с разными фактурами, температурными и прочими ощущениями) опыта, тем богаче нейронная структура в зонах мозга, которые обеспечивают работу восприятия. Мозг зреет и развивается под действием стимулов внешней среды — и работа систем восприятия в этом контексте чрезвычайно важна.

Память

Обычно, когда разговор заходит о памяти и о том, как ее развивать, то сразу всплывает идея про «учить стихи». А ведь слухоречевая память это только один из ее видов. Мы можем различать ее виды по ведущему анализатору. 

Один из первых анализаторов, который включается в работу, когда ребенок рождается на свет это тактильный и двигательный. Двигательный анализатор имеет самое большое представительство в головном мозге. Поэтому развивать двигательную память чрезвычайно полезно. 

Народная педагогика предлагает нам много вариантов:

  • потешки с загибанием пальчиков;
  • массажи со стишками;
  • всевозможные простые и сложные подвижные игры, где нужно запоминать последовательность движений.

Если мы ставим себе задачу развития именно слухоречевой памяти (способность запоминать речь на слух), то нужно учитывать, что мозг устроен так в основе способности к анализу звуков речи на слух лежит способность анализировать просто звуки. Поэтому, если мы будем обучать ребенка запоминать ритмы, последовательности звуков, узнавать бытовые шумы и мелодии, то это поможет ему в дальнейшем хорошо запоминать стихи и тексты. 

Не менее важным является развитие зрительной памяти и более сложного ее варианта зрительно-пространственной. Это игры вроде «Мемори», движение по карте, конструирование по памяти.

Подготовка ребенка к школе

Игра «Мемори» в приложении ЛогикЛайк: скачать

Кроме того, память бывает механическая и смысловая. Для более эффективной работы каждой из них нужны свои приемы. К примеру, в первом случае эффективным будет запоминание рядов нарисованных символов, несвязанных между собой по смыслу слогов, а во втором обучение приемам пересказа, умению выделять и запоминать в рисунке главное, основное.

Мышление

Если мы хотим, чтобы ребенок был «творцом» – генерировал идеи, придумывал новые алгоритмы решения задач, сам ставил их перед собой важно создать условия, в которых он будет много и качественно играть в сюжетно-ролевые игры. Тем самым ребенок-дошкольник естественным образом учится порождать идею и придумывать алгоритм ее воплощения. Кто-то из детей играет на листе бумаге, рисуя целые миры и истории, лепит из пластилина, кому-то достаточно машинки и деревянного бруска. 

Будет здорово, если родитель предоставит возможность ребенку самому справляться с бытовыми задачами. Стоит начать это практиковать с самого раннего возраста: не помогать там, где ребенку по силам справиться самому подтянуть штанишки, отнести горшок, поставить ровно ботинки, достать кружку, забраться на горку. 

«Успехи подкрепляем похвалой, неуспехи ни в коем случае не наказываем, не ругаем, а вместе думаем над тем, что пошло не так и как сделать, чтобы было так»
Анна Давидович Методист ЛогикЛайк

Только так у ребенка сформируется четкое понимание «Я могу!». И он не будет бояться пробовать свои силы, в том числе и в решении интеллектуальных задач.

Подготовка ребенка к школе

Больше заданий на веб-платформе ЛогикЛайк

В ЛогикЛайк ребенок постоянно попадает в ситуацию, когда ему необходимо самому найти решение поставленных задач. Он учится справляться самостоятельно, без помощи взрослого. Все задания озвучиваются, поэтому не важно умеет ребенок читать или нет.  Помощь родителей ему не нужна. 

Успехи поощряются наградами за пройденный курс можно получить сертификат, а потом распечатать его на принтере или заказать в печатной форме. За каждое достижение ребенок получает звезды и стикеры, что отлично стимулирует детей достигать поставленных целей. А еще на платформе есть возможность посоревноваться с ребятами со всего мира это подстегнет интерес тех, у кого дух соперничества в крови. 

Попробуйте ЛогикЛайк бесплатно, получив бонусный доступ ко всем курсам и развивающим играм. 

Внимание

Когда мы говорим, что ребенок невнимателен, то чаще всего имеем в виду, что он не может сосредоточиться на задании. Способность ребенка концентрироваться на том, что он делает, формируется постепенно. К примеру, дети 3 лет могут демонстрировать устойчивое внимание на протяжении 17 минут с минимальным количеством отвлечений, а дети шести лет — уже 60 минут. 

С учетом возрастных показателей выстроена школьная программа, распределена активность на уроке. Если ребенку сложно удержать внимание на нужной деятельности, то, даже при хороших интеллектуальных операциях, ему будет трудно справляться с учебными задачами: он не сможет замечать важные пункты в условии задачи и понять смысл прочитанного, будет пропускать буквы и др. 

В большинстве случаев проблемы с вниманием находятся в пределах нормативного развития — улучшить внимание помогут специальные упражнения. Понаблюдайте, в каких ситуациях, при решении какого типа учебных задач, при нагрузке на какой анализатор ребенку сложнее всего концентрироваться. Учитывая это, вы сможете подобрать наиболее эффективные игры и упражнения под конкретную ситуацию.

Подготовка ребенка к школе

Больше заданий на веб-платформе ЛогикЛайк

Однако проблемы с произвольным вниманием могут быть симптомом разного рода нарушений в развитии ребенка. Это может быть интеллектуальная недостаточность, расстройства развития речи, эмоций, поведения и прочее.

Нарушение внимания никогда не встречается изолированно. Это комплекс симптомов, которые могут по-разному сочетаться между собой, что, собственно, и определяет стратегию работы с проблемой. 

В этом случае, вполне вероятно, что ребенку потребуется обучение по программе специального образования. Возможно, дело ограничится дополнительными занятиями со специалистом, обучением родителей и ребенка приемам саморегуляции. Как бы то ни было, этот вопрос должен решаться специалистом или консилиумом. 

При подобного рода запросе, если это не преувеличение со стороны родителей, нужна консультация следующих специалистов (порядок важен): 

  • врача-невролога;
  • нейропсихолога;
  • дефектолога;
  • врача-психиатра. 

Мелкая моторика

Термин «мелкая моторика» педагогический и, на мой взгляд, недостаточно корректный. Любое движение (рук, тела, губ, языка, глаз) возможно благодаря совместной работе двух мозговых зон. Одна из них обеспечивает нам нужную позу (ребенок определенным образом берет ручку, удерживает мячик, ставит ногу, складывает губы, язык для извлечения звуков), а вторая смену одной позы другой (ребенок артикулирует слово, пишет или идет, и позы сменяют друг друга). 

Важно упражнять и способность мозга подбирать и удерживать нужную позу для реализации движения так называемый «праксис позы», и оптимизировать способность вырабатывать и удерживать двигательные программы. 

Письмо, речь это сложные двигательные программы. А ползание, ходьба, бег, прыжки более простые. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо писал, то нам надо упражнять праксис позы кисти и способность кисти быстро и четко менять позу. Пример такой игры ладушки. 

«Наш мозг устроен так, что упражняя праксис позы и работая над двигательными программами с одними частями тела или с телом в целом, мы помогаем другим его частям лучше справляться со своими задачами, улучшаем функционирование мозговой зоны в целом»
Анна Давидович методист ЛогикЛайк

Если ребенок не любит рисовать и лепить, то это с успехом можно заменить работой с песком, водой, комканием газет, работой со слаймами, жвачкой для рук, конструкторами, детскими ремонтными наборами. 

И ни в коем случае не стоит забывать про двигательные программы ходьба, бег, езда на велосипеде, самокате, роликах, коньках.

Также помогут в решении поставленных задач по развитию мелкой моторики распечатки от ЛогикЛайк, онлайн-раскраски и игра Мой мир.

Подготовка ребенка к школе

Скачать распечатки от платформы ЛогикЛайк для развития мелкой моторики, мышления и творческих способностей.

В курсах и материалах ЛогикЛайк методисты учитывают важность многогранного развития детей при подготовке к школе. В доступной и интересной ребенку игровой форме развиваются разные виды памяти, мышление, восприятие, зрительно-моторные координации, пространственные представления. Сложность заданий постепенно повышается – ребенок не разочаруется в своих силах и в то же время не заскучает. 

Интерактивная платформа обучения ЛогикЛайк доступна с одного аккаунта на всех устройствах – смартфоне, планшете, компьютере. Заниматься можно в любом месте и в любое время – сидя в очереди ко врачу, дома, в гостях у бабушки, сделав любое времяпрепровождения полезным для подготовки к школе.

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.