Ребенок с заиканием: что нужно знать родителям?

Общество

Заикание успешно корректируется. Главное - начать вовремя и делать все правильно. Логопед-дефектолог рассказала, на что обратить внимание.

Когда ребенок заикается, это не может не отразиться на его жизни. Ему трудно общаться, строить карьеру, выступать на публику. Поэтому неудивительно, что родители очень беспокоятся, если замечают у своего ребенка признаки заикания. 

В настоящее время даже очень тяжелая форма заикания успешно корректируется. Но почему же тогда встречаются взрослые люди, которые имеют это нарушение? Наталья Шутова, логопед-дефектолог, заиколог и автор метода «Системной комплексной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых» рассказала нам все, что нужно знать о данном нарушении речи родителям, и не только им. 

Из-за чего люди заикаются?

ребенок с заиканием

Ученые пока так и не нашли всех ответов на этот вопрос, но в логопедии есть классификация этого речевого нарушения, которая состоит из трех типов. 

Первый тип — физиологические итерации —  относится к естественному этапу речевого развития, который проходит сам собой при условии, что ребенок находится в спокойной, комфортной обстановке. Малыш может иногда запинаться в словах, повторять слоги или слова, иногда целые короткие фразы (давай пойдем, давай пойдем, давай пойдем гулять). Это связано с тем, что речевые моторные возможности ребенка значительно отстают от его интеллектуального развития.  Такое бывает в возрасте от 2 до 5 лет и является физиологической нормой при условии, что ребенок не заикается дольше полугода, и это не мешает ему контактировать с людьми. При итерациях очень важно соблюдать режимные моменты, больше двигаться, развивая моторные возможности ребенка и заниматься с логопедом развитием речи: ставить звуки, обогащать словарный запас, развивать связное высказывание.

Второй тип — Невротическое заикание или функциональное. Оно обусловлено слабостью нервной системы, которая чаще всего передается по наследству. Здесь тип нервной системы является предрасполагающим фактором, который может включить патологические процессы в речи при появлении запускающих факторов (испуг, болезнь, стресс и т.д.). Судороги проявляются в основном в артикуляционном аппарате и запинки могут носить волнообразный, сезонный характер. Зимой и летом ремиссия с чистой речью, а осенью и весной рецидивы с запинками. 

Третий тип связан с неврологией. Это Неврозоподобное заикание. Оно связано с органическим повреждением ЦНС во время беременности или родов. Судороги при таком типе заикания имеют тенденцию на утяжеление, вплоть до полной невозможности говорить. 

Как бы то ни было, заикание изучено еще довольно мало, поэтому сказать наверняка, что стало причиной его появления, трудно.   

Какие признаки указывают на заикание?

ребенок с заиканием

Сильно выраженное заикание невозможно не заметить — ребенок не может выговорить слово, несколько раз повторяет первые слоги или протягивает начальные звуки в словах. Но есть и менее яркие симптомы, которые могут говорить о том, что ребенку нужна помощь. 

Вот эти признаки: при построении фразы у ребенка сильно напрягается лицо и тело (потому что ему приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы преодолеть спазм), он растягивает звуки, делает короткие паузы внутри слова, испытывает затруднения, когда начинает говорить, использует какое-то слово или слог для связки слов в предложении.  

Когда без специалиста не обойтись?

ребенок с заиканием

Справиться с заиканием самостоятельно удается лишь единицам. Поэтому обращение к специалисту не стоит откладывать. В первую очередь к неврологу, чтобы пройти обследование нервной системы. Обычно, кроме осмотра, невролог назначает сделать ЭЭГ и доплер сосудов головы и шеи, чтоб исключить органические и функциональные повреждения мозга. Обязательна консультация логопеда для определения типа и вида судорог и составления плана коррекции. Желательно это сделать, пока заикание носит свежий характер, т.е запинается ребенок не более 3-х месяцев. Дальше формируется патологический рефлекс речи и коррекция носит более сложный и длительный характер. Могут возникать и вторичные психологические наслоения, такие, как страх речи, переживания, вплоть до полного отказа от общения.

И незамедлительно нужно обратиться к неврологу и логопеду-дефектологу, если заикание появилось во взрослом возрасте. Как правило это показатель заболеваний головного мозга, либо рецидив детского заикания.

Как происходит “лечение” заикания

ребенок с заиканием

Заикание — довольно сложная проблема, для решения которой используется целый арсенал средств. Метод «Системной комплексной логоритмики» Натальи Шутовой совершенствуется уже 20 лет и дает потрясающие результаты. В него входит дыхательная практика, тренировка артикуляционного аппарата и голосовые упражнения, которые сопровождаются элементами аутотренинга и нейрокоррекции. Использование логоритмики в лечении заикания обусловлено тем, что заикание происходит из-за несинхронной работы мышц речевого аппарата, вследствии расхронизации межполушарного взаимодействия. 

Метод подходит и для детей, и для взрослых. При этом работа с детьми проводится в игровой форме, чтобы ребятам было интересно заниматься, а результаты появились как можно быстрее.

Центр “Академия речи”, основателем которого является Наталья Шутова, предлагает интенсивный курс, который поможет выработать навыки плавной речи без запинок, улучшить дикцию и восстановить ее всего за 10-12 дней. В ходе коррекции прорабатываются ситуации, которые психологически тяжелы для заикающихся людей — игровая коммуникация, разговоры по телефону, обращение к посторонним людям, публичные выступления. А после окончания курса ученики не остаются без поддержки и продолжают в тесном контакте со специалистом самостоятельно закреплять новый навык свободной речи дома.

Все специалисты, в разных городах России, являются сертифицированными профессионалами, отлично владеющими методикой Натальи Шутовой.    

Какую помощь могут оказать родители

ребенок с заиканием

Если заикается ребенок, то нужно в первую очередь создать благоприятную атмосферу дома. Родители должны сделать так, чтобы напряженность вокруг этого речевого дефекта спала, и малыш не беспокоился. Не нужно постоянно требовать, чтобы он перестал заикаться и говорил четко и правильно. Это неразумно и жестоко по отношению к заикающемуся ребенку. Лучше превратите занятия в игру, в которой вы будете учиться проговаривать слова правильно. Перестаньте его постоянно критиковать, сравнивать с другими. Это только навредит его самооценке, но и усугубит заикание. Не нужно настаивать на том, чтобы ребенок выступал на публике, если замечаете его волнение. 

Создайте дома покой и уют, четко следуйте распорядку дня, исключая все нервные перегрузки и утомительные для детской психики занятия. Когда разговариваете с ребенком и замечаете, что он начал заикаться, не показывайте своего неудовольствия, раздражения или стеснения. Не договаривайте за него, пусть он всегда заканчивает фразу самостоятельно. Научите малыша способам самоуспокоения и расслабления. Для этого хорошо подходят элементы аутотренинга, которые используются в работе с заиканием специалистами центра “Академия речи”. Старайтесь говорить медленнее и спокойнее, помогайте ребенку придерживаться того темпа, который будет для него комфортным, не торопя его и не останавливая. 

ребенок с заиканием

Очень важно вовремя заметить проблему и начать ее решение. Но самое главное — найти специалистов, которые глубоко разбираются в данном вопросе и знают пути коррекции. Многолетний опыт Натальи Шутовой позволил найти способы, которые эффективно корректируют заикание в любом возрасте. 

Эффективность метода подтверждена патентом. 

Научитесь говорить плавно и без запинок с “Академией речи” Натальи Шутовой. 

 

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.