Сладости – то, без чего не могут представить своей жизни миллионы людей на планете. И любят их не только дети, но и взрослые. История русских конфет началась несколько столетий назад, и за это время многие вкусы и формы успели появиться и исчезнуть.
Особый интерес для историков вызывают обертки от русских конфет, которые могут рассказать нам многое о нашей истории и культуре. Каких только фантиков не было раньше – с изображением Петра Первого, гномов, пасхальных кроликов, Ленина, пухлых девочек, Гагарина. В Москве даже есть Музей истории русского шоколада, в котором насчитывается тысячи подобных оберток, а также множество других предметов, от бонбоньерок до дореволюционных книг с рецептами. Они сохраняют память о традициях и вкусах наших предков и позволяют ощутить дух ушедшего времени.
Начало истории шоколада в России
Шоколад был впервые привезен в Россию при Петре I. Он был жидким, баснословно дорогим, и изначально пили его только на царских приемах. Вскоре во дворцах начали обустраивать специальные комнаты для приготовления шоколада. Даже появилась новая должность при дворе, “кофешенк”, в обязанности которого входил контроль за процессом приготовления шоколада, чая и кофе на дворцовых приемах.
Распространение в народе
После того, как шоколад покорил царские дворцы, он быстро распространился по всей России. На улицах он стал продаваться в конце XVIII века. А чуть позже по всей стране стали открываться кофейни, в которых посетители наслаждались горячим шоколадом и вели беседы о последних известиях.
Развитие кондитерской отрасли
В 1914 году в России насчитывалось более 6 сотен кондитерских предприятий, большая часть которых находилась в Москве и Северной столице. Каждая кондитерская фабрика стремилась получить престижный титул «поставщик двора Его Императорского Величества”. Тогда на упаковке можно было рисовать двуглавого орла, что говорило давало преимущество перед продукцией других фабрик.
За что давали престижный титул
Два раза в год кондитерские фабрики могли получить титул “поставщика двора Его Императорского Величества”. Давали ее за особые заслуги и высочайшее качество продукции. Если же продукция теряла какие-то свои качества, тогда титула фабрику лишали.
Как отличались конфеты в разных городах
В прошлом шоколад считался продуктом для элиты, которая и то могла себе позволить его лишь по особым случаям. По упаковке шоколада можно было судить, где он был произведен. Санкт-Петербург был городом интеллигенции, а Москва — купечества. Упаковка шоколада в Москве выглядела гораздо роскошнее, чем в Петербурге.
Уникальное дополнение
Производители всеми силами старались сделать свой продукт привлекательным для покупателей. Некоторые делали особые вкладыши с изображением достопримечательностей мира, которые можно было коллекционировать. Или вкладывали настольные игры в упаковку. Были и настоящие шоколадные яйца с сюрпризом, наподобие современных “Киндер-сюрпризов”.
После революции
Революция произвела значительные изменения в кондитерской промышленности. Фабрики были национализированы и переименованы, некоторые из них даже не имели названия в начале, только цифры. Кондитерские фабрики продолжали работать по прежним рецептам, но теперь они стали открытыми, поэтому каждый производитель получил возможно копировать все: название, рецептуру и обертку. Уникальность и красочность упаковки тоже пропала. Только после 1945 года удалось вернуть прежнее качество оберток.
Самые знаменитые советские конфеты
Качество советской кондитерской промышленности было на высоте – для производства использовали только качественное сырье и строго соблюдали ГОСТы. Многие конфеты из дореволюционной России остались неизменными, только слегка подкорректировали обертку. Например, “Раковые шейки”. Настоящий деликатес из раков стоил очень дорого, а вот такие конфеты позволить себе могли многие. “Белочку” и “Мишку косолапого” тоже начали производить до революции.
Новинки советской кондитерской промышленности
Появлялись и совсем новые конфеты. Например, легендарный “Каракум” придумали в 50-х годах. Обертка несколько раз менялась, прежде чем стать привычной для нас. Или “Красная Шапочка”, чье создание часто приписывают случайности. Есть версия, что большой заказ на “Мишку косолапого”, в котором нужен миндаль, пришлось исполнять с арахисом. Так и появилась новая конфета.
Оставить комментарий