Некоторые фильмы остаются в памяти только потому, что вызвали шок и возмущение во время просмотра. Не исключено, что они могут спровоцировать психологическую травму. И речь не всегда про “плохое” кино — многие провокационные ленты заслужили “Оскар” или внимание жюри на крупных фестивалях.
Увлеченный искусством человек может найти прекрасное даже в лентах, заслуживших недобрую репутацию. Однако во время знакомства с этими творениями придется постараться: не факт, что на смену отвращению, страху или стыду придет восхищение.
“Необратимость” (2002)
“Необратимость” Гаспара Ноэ можно смотреть в прямом и обратном хронологическом порядке, но в любом виде фильм останется слишком пугающим. Во время премьеры в Каннах из зала вышли 250 человек, некоторым из них потребовалась медицинская помощь. Этого эффекта режиссер добивался специально — не только картинкой, но и с помощью звуковых эффектов.
“Секретарша” (2002)
До выхода «Пятидесяти оттенков серого» зритель знал только один фильм со схожей направленностью и только одного мистера Грэя — по «Секретарше» Стивена Шейнберга. Режиссер пытается отыскать грань между наслаждением и страданием. Лента о непростых (или нездоровых) отношениях босса в лице Джеймса Спейдера и его секретарши, которую сыграла молодая Мэгги Джилленхол, отмечена “Золотым глобусом”.
“Бонни и Клайд” (1967)
Зрители привыкли к фильмам про гангстеров, но в “Бонни и Клайде” 1967 года их показали по-другому. Обилие слишком реалистичных сцен насилия переплетается с легкомыслием и заставляет публику еще больше ужасаться. Критики называли криминальную драму “дешёвым беспардонным фарсом, где отвратительные бандитские налеты парочки подлых недоумков преподносятся как веселые проделки шутов”, но творение режиссера Артура Пенна все равно оказалось вписано в историю.
“Девять с половиной недель” (1986)
В этой эротической драме с Микки Рурком и Ким Бейсингер романтические сцены могут неожиданно скатываться в откровенное насилие. Для тех лет это был неудачный эксперимент: фильм получил три номинации на антипремию “Золотая малина” — за худшую актрису, худший сценарий и худший саундтрек.
“Техасская резня бензопилой” (1974)
Как это ни парадоксально, фильм не такой уж и кровавый для своего жанра. Тем не менее слэшер Тоуба Хупера шокировал зрителей и критиков. В Швеции, Ирландии и Бразилии его и вовсе пришлось запретить. Оригинальную “Техасскую резню бензопилой” называли отвратительной, смелой, грязной, напряженной, философской, но все равно признавали важной для американского кинематографа.
“Ночи в стиле буги” (1997)
Прежде чем стать звездой мирового масштаба, Марк Уолберг не побоялся взять на себя роль звезды фильмов для взрослых в скандальной ленте Пола Томаса Андерсона. Несмотря на слишком откровенный подтекст и множество противоречивых сцен, фильм получил номинацию на “Оскар” и был положительно принят критиками как “прозаический взгляд режиссера на трансформацию института семьи и проблему равноправия в современных условиях”.
“Последнее танго в Париже” (1972)
Франко-итальянский фильм с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главной роли получился настолько шокирующим, что его запретили к показу в Италии (1972—1986), Португалии (1973—1974), Сингапуре, Новой Зеландии и Республике Корея. Да и сами актеры признавались, что съемки для них были настоящим испытанием, а Брандо на целых 15 лет прервал общение с режиссером Бернардо Бертолуччи.
“Антихрист” (2009)
Ни один рейтинг провокационных фильмов не обошелся бы без Ларса фон Триера. Его “Антихрист” стал сенсацией Каннского кинофестиваля. Лента с участием Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур с первых минут вызывает у зрителей неприятные чувства, которые не проходят и после просмотра. Возможно, это еще и из-за того, что драма была “вдохновлена депрессией режиссера”.
“С широко закрытыми глазами” (1999)
Последний фильм Стэнли Кубрика с Николь Кидман и Томом Крузом в главных ролях полон слишком откровенных сцен. Правда, кое-что режиссеру пришлось все-таки подправить, чтобы получить разрешение на широкий прокат. От этого драма “легче” не стала: “С широко закрытыми глазами” до сих пор считается гениальным, но неоднозначным произведением.
“Мама!” (2017)
Крупные студии, такие как Paramount, редко делают провокационное кино. Но триллер “Мама!” с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом в главных ролях — исключение из всех правил. Это тяжелая и разоблачающая драма с элементами триллера о мужском эго и недолговечности муз. И всё это с библейскими отсылками.
Оставить комментарий