Жизнь и эпос: «Оскары» в отечественном кино

Культура Кино и сериалы

Какие советские и российские фильмы получали «‎Оскар»? Расскажем, картины каких русских режиссеров получили награду или были номинированы.

Получить «Оскар» — значит быть отмеченным всем мировым киносообществом. Премию учредила американская академия кинематографических искусств и наук в 1929 году, всего через два года после собственного появления на свет.

Чтобы стать обладателем заветной статуэтки, фильму нужно пройти долгий путь. Сначала выйти в прокат, потом — попасть в так называемый шорт-лист, и уже оттуда — выйти в номинанты. 26 апреля в 2 часа по Москве американская киноакадемия торжественно вручит очередной комплект наград, смотреть «Оскар» в России проще всего через бесплатный сервис онлайн-кинотеатра Okko.

Русские обладатели «Оскара»

У отечественного кино — советского и российского — история взаимоотношений с премией «Оскар» начинается еще в 1942 году, когда в номинации за лучший документальный фильм награду получают аж четыре картины, среди которых и «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм режиссируют Леонид Варламов и Илья Копалин, а группа фронтовых операторов от Центральной студии кинохроники запечатлевает события. На дворе война и вручение статуэтки становится ещё и социально-политическим актом поддержки. Правда, вслед за 1940-ми следует долгий перерыв.

Следующим советским фильмом с «Оскаром» станет «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1968 году. Широкий экран, эпохальные события, наконец, экранизация русской классики — романа Льва Толстого — не оставляют никаких шансов соперникам: и «Мальчики с улицы святого Павла» Золтана Фабри, и «Бал пожарных» Милоша Формана, и «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо, будучи отличными примерами национального и авторского кино 1960-х, кажутся камерными и малозначительными на фоне бондарчуковского размаха. Ещё бы, над фильмом режиссер работал шесть лет, а на воплощение его грандиозного замысла были брошены все силы советской кинематографии. К примеру специально для «Войны и мира» был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников.

«Война и мир» - русский фильм c «Оскаром»
Кадр из фильма «Война и мир» реж. Сергей Бондарчук, 1965-1967 гг.

Советских и российских фильмов, получивших «Оскар», не так много, а режиссеров и того меньше. Так, вторым обладателем статуэтки в номинации «За лучший фильм на иностранном языке» становится советский фильм «Дерсу Узала» 1975 года, снятый великим японцем Акирой Куросавой в рамках совместного советско-японского производства по произведениям Владимира Арсеньева. Статуэтка стала справедливым финалом сложной и кропотливой работы съемочной группы, которая едва понимала друг друга из-за языкового барьера. Сюжет фильма разворачивался вокруг героя, имевшего прототип в реальной жизни. Дерсу Узала был охотником и проводником в экспедициях Арсеньева, который впоследствие и описал путешествия по Уссурийской тайге, в которых сполна раскрылся сильный характер и дух Дерсу.

Советско-японский фильм с «Оскаром» - «Дерсу Узала»
Кадр из фильма «Дерсу Узала» реж. Акира Куросава, 1975 г.

Ещё два фильма, ставшие фаворитами не только «Оскара», но и отечественного телевидения, наверняка многие видели в своей жизни не раз. Один из них — «Москва слезам не верит» 1981 года режиссёра Владимира Меньшова. Как и Бондарчук, Меньшов предлагает эпос, но уже городской. Это эпос современной Москвы, в которой переплетаются судьбы, нравы и поколения, и всё это происходит на фоне неповторимого быта начала 1980-х. Фильм сегодня оказывается ещё и отличным документом времени. Второй — фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» 1994 года. Это уже российский фильм, а по факту — отечественная версия «Унесённых ветром», перенесенных под звуки танго 1930-х прямиком в подмосковье. Уже не эпос, но рефлексия. Национальная, художественная и историческая.

«Утомленные солнцем» - русский фильм получивший «Оскар»
Кадр из фильма «Утомленные солнцем» реж. Никита Михалков, 1994 г.

Интересно, что завсегдатаями оскаровской церемонии стали отечественные аниматоры. Александр Петров трижды номинировался со своими мультфильмами в рамках премии за лучший короткометражный анимационный фильм: «Корова» (1989), «Русалка» (1997) и «Моя любовь» (2007), — и однажды, в 2000 году, даже получил заветную статуэтку за мультфильм «Старик и море», сделанный в технике живописи по стеклу по мотивам одноимённого рассказа Эрнеста Хемингуэя. Дважды номинировался на «Оскар» удивительный Константин Бронзит. Его мультфильм «Мы не можем жить без космоса» 2014 года регулярно оказывается в топе просмотров в День Космонавтики.

«Старик и море» - российский обладатель «Оскара»
Кадр из мультфильма «Старик и море» реж. Александр Петров, 1999 г.

Советские и российские номинанты на «Оскар»

Номинировались на «Оскар» и классики отечественной кинематографии. «Братья Карамазовы», которые были представлены на «Оскаре» в 1970 году, снял Иван Пырьев. Режиссер прославился ещё в 1930-е годы своими музыкальными комедиями с участием актрисы Марины Ладыниной, однако сам он всегда мечтал экранизировать Достоевского. Пырьев взялся вплотную за классические тексты в 1958 году, когда перенёс на экран «Идиота». На следующий год вышли его «Белые ночи», и вот, девять лет спустя «Карамазовы» добрались до залов лос-анджелесского кинотеатра.

«Братья Карамазовы» - русский фильм-номинант на «Оскар»
Кадр из фильма «Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев, 1968 г.

Юлий Райзман получил номинацию в 1982 году с фильмом «Частная жизнь», хотя начинал Райзман ассистентом режиссёра ещё в 1925, кино было немым, а в советской кинематографии вовсю маршировал авангард. Станислав Ростоцкий, чей фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката в 1957 году, дважды становился номинантом с картинами «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978). Среди других выразительных и достойных российских фильмов, номинированных на «Оскар» в разные годы были «Кавказский пленник» Сергея Бодрова 1996 года и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего 2007 года. Номинировались два фильма Андрея Звягинцева: «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).

Отметились советские и российские фильмы не только в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В 1961 году фильм «Баллада о солдате» был номинирован на премию в категории «За лучший оригинальный сценарий» (Валентин Ежов, Григорий Чухрай), а «Война и мир» боролся в том числе и за «Лучшую работу художника постановщика». Несмотря на две номинации, сам Сергей Бондарчук на премию так и не приехал, — работал над следующей картиной.

«Баллада о солдате» - русский фильм-номинант на «Оскар»
Кадр из фильма «Баллада о солдате» реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

Есть в истории отечественного кино примеры картин, чью мировую славу оскаровские номинации обошли стороной. В 1963 на «Оскар» от Советского Союза был отправлен легендарный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», ставший обладателем «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1977 отправился на суд американской киноакадемии фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, который получил «Золотого медведя» в Берлине. В 1979 — «Осенний марафон» Георгия Данелии, взявший главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наконец, в 1985 — беспощадный «Иди и смотри» Элема Климова, получивший на ММКФ не только «Золотой приз», но и награду от жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько
Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько, 1976 г.

Все эти картины: призеры, номинанты и даже не вошедшие в финальный список советские шедевры, — стали не просто этапными для истории отечественного кино, но сохранили то, что во все времена оказывается самым ценным — память. Память о войнах, о мире, о неизбывности существования и о том, что человек оставался человеком во все времена. С его мечтами, амбициями, слабостями и отвагой.

В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть лучшие фильмы без «Оскара».

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.