Как вести себя в конфликтных ситуациях?

Общество

Конфликт, как бы мы не противились этому факту, – неотъемлемая часть жизни. В семье, с друзьями, приятелями, на работе, в школе, в транспорте между сторонами возникают разногласия. С разной частотой, периодичностью, смысловым и эмоциональным наполнением, но возникают. И если полностью избежать ссор невозможно, следует разобраться, как вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы извлекать из них максимум пользы.

Как вести себя в конфликтных ситуациях

Если конфликт предотвратить не удалось, старайтесь сохранять спокойствие и не поддавайтесь на провокации. Рациональный подход позволит вам выбрать одну из основных стратегий поведения, оптимальную в конкретных условиях.

Стили поведения и стратегии

Во время активного спора или ссоры обычно стремятся к различным целям:

  • победить любой ценой;
  • избежать скандала;
  • трансформировать конфликт в деловой переговорный процесс для поиска компромисса.

В зависимости от поставленной задачи выбирается стратегия и модель поведения:

  • принуждение (используется, когда важно убедить противную сторону в своей правоте и если собственные взгляды имеют большую ценность);
  • уступчивость (применяется, если ваша позиция предполагает полное согласие с оппонентом);
  • уклонение (допустима, если вам безразлично решение, которое будет принято, равно как и его последствия);
  • компромисс (возможен, если каждая из сторон готова отказаться от ряда своих условий, согласившись лишь на частичное удовлетворение первоначальных потребностей);
  • сотрудничество (наиболее эффективная модель, в которой достигается максимально возможная степень удовлетворения интересов каждой из сторон).
Как вести себя в конфликтных ситуациях

Оппоненту нужно всегда давать возможность высказаться: так вам удастся не только снять напряжённость спора, но и понять позицию противной стороны. После того как эмоции угаснут, переходите к диалогу – на этом этапе он будет более конструктивным.

Признание ошибок – не проявление слабости, а признак зрелости. А уважение к оппоненту позволит вам легче завоевать его расположение. Искать взаимовыгодное решение легче совместно, чем в одиночку.

О причинах конфликта

Основные причины любых разногласий – различия между спорящими сторонами и непонимание. Исключением станет только ситуация, когда одна из сторон наслаждается процессом скандала. Осознавая это, легко превратить обычный конфликт в конструктивный диалог.

Как вести себя в конфликтных ситуациях

А для урегулирования любой конфликтной ситуации необходимо выполнить всего 2 условия:

  • ссорящиеся стороны должны осознавать имеющиеся разногласия, признавая право оппонента на собственное мнение;
  • каждая из сторон готова участвовать в разработке и установлении определённых правил и полностью принимать их.

В этом случае повышается эффективность коммуникации и возможно эффективное решение спора.

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.