Дислексия – это неспособность ребенка научиться читать. С первого взгляда может показаться, что ребенок просто ленится, или книжка неинтересная, или в школе как-то не так преподают. Но на самом деле дислексия связана с особенностями мозга. Точно так же, кстати, как и дисграфия – трудности в освоении навыков письма. Если оставить эти проблемы без внимания, они могут сильно повлиять на судьбу ребенка. Часто люди с дислексией считают себя безнадежно глупыми и перестают даже пытаться учиться, на ПМПК такому ребенку могут поставить диагноз “задержка в развитии” или “умственная отсталость”, хотя с реальностью это не имеет ничего общего.
Что такое дислексия на самом деле – мы спросили у Татьяны Валерьевны Гогуадзе, автора метода и руководителя Центра Дислексии.
Миф №1: Ребенок-дислексик – это дурачок
Звучит грубо, а главное, совершенно несправедливо. Дети-дислексики от рождения обладают высоким интеллектом, у них ярко выражено чувство собственного достоинства и обострено чувство справедливости. Однако если взрослые отказываются принять эти особенности, игнорируют их, относятся снисходительно или думают “само пройдет”, происходит так называемая блокировка интеллекта. Ребенок просто начинает “косить под дурачка” – раз уж его никто не воспринимает всерьез. Это может привести к удручающим последствиям в учебе и в дальнейшем развитии, хотя на самом деле с интеллектом все в порядке.
Что точно нужно сделать родителям, так это принять ребенка таким, какой он есть, научиться ценить его мнение.
Миф №2: Дислексику не нужен особый подход, ребенок просто ленится
Ребенку-дислексику, который учится в обычной школе, всегда будет мучительно трудно. Современная система образования не учитывает особенности и потребности детей с дислексией, учит по стандартному шаблону, который детям с дислексией и дисграфией не подходит. Обездвиженность ребенка в течение учебного дня, игнорирование активности органов чувств, необходимость механически запоминать разнообразные факты – все это яд для ребенка с дислексией или дисграфией. Ребенок не видит смысла в таком обучении, ему просто неинтересно то, что он делает.
Как помочь ребенку справиться с трудностями в обучении? Родителям детей с дислексией поможет онлайн-курс Татьяны Гогуадзе, ведущего специалиста в области помощи при дислексии в России, практикующего учителя-дефектолога. С 2000 года и по настоящее время Татьяна Гогуадзе ведет активную практику в Москве, в 2013 году основала школу для дислексиков всех возрастов, а сегодня тысячи семей, которым знакома проблема дислексии, могут получить помощь в формате онлайн.
Онлайн-курс Татьяны Гогуадзе состоит из трех ступеней.
На 1 цикле курса вы раскроете причины эмоциональной нестабильного ребенка и познакомитесь с принципом Выготского в коррекции дислексии.
- На 2 цикле – избавитесь от разрушительных представлений о дислексии, потому что гарантией успеха в работе при дислексии мозга является сильная мотивация самого дислексика и семьи на обучение и коррекцию.
- На 3 цикле вас ждет много практики – родители узнают о новых подходах к занятиям с детьми и овладеют навыками понимания своего ребенка с дислексией.
Онлайн-курс включает 15 уникальных вебинаров Татьяны Валерьевны Гогуадзе.
Узнайте подробную программу каждого блока, посмотрите отзывы и запишитесь на курс.
Незаменимым изданием для родителей дислексика также станет книга “Дислексия мозга. За гранью известного”, которая основана на практике работы с дислексиками разных возрастов и уже многих людей вдохновила жить и учиться согласно мозговой деятельности при дислексии мозга.
Миф №3: С возрастом дислексия пройдет сама
На самом деле дислексия никак не зависит от возраста, она может проявляться и у ребенка, и у взрослого. Дислексиками рождаются. Те, кто считают, что с дислексиками можно не заниматься, и “оно как-нибудь само пройдет”, опасно заблуждаются.
Миф №4: “Зеркальное” чтение и письмо – главный признак дислексии
В сети можно найти объемные списки признаков дислексии и дисграфии. Считается, что главный признак – если ребенок пишет буквы “зеркально” или “задом наперед”, но это не так. Во-первых, сам факт такого способа письма или чтения не является стопроцентным признаком дислексии. Маленькие дети часто пишут зеркально или путают буквы, похожие по написанию. Во-вторых, по одному только этому признаку нельзя подтвердить или опровергнуть наличие у ребенка дислексии. Требуется комплексная диагностика для мамы и ребенка, которая позволит выявить наследственный характер трудностей с обучением. Это очень важно для описания рекомендаций по выходу из проблем с чтением и письмом.
Миф №5: Ребенку-дислексику не нужно делать поблажек!
Ребенок-дислексик очень раним по своей природе. Любая провокация или неосторожно брошенное в его адрес слово способны вызвать целый шквал эмоций. Причем ответная реакция может быть непредсказуемой: ребенок может расплакаться, закрыться в себе или проявлять агрессию. Причем происходить это может и дома, один на один с мамой, и в школьном классе – в этом случае ребенок становится “неудобным” для учителей, дневник начинает пестреть замечаниями, а родителям “выговаривают” о неудачах на школьных собраниях.
Дислексик требует уважительного отношения с самого раннего детства. Он очень тонко чувствует, как к нему относятся другие, и в первую очередь взрослые. Он тонко считывает их эмоции, не выносит лести и остро реагирует на несправедливое отношение к себе.
Миф №6: Причиной дислексии и дисграфии является дисфункция мозга
“Дисфункция мозга” – звучит страшно. Кажется, что там, в голове, ничего не работает и все безнадежно. На самом деле сложности с чтением и письмом возникают из-за нарушения синхронности в работе правого и левого полушарий головного мозга.
Правое полушарие отвечает за сны, восприятие цвета и ритма, а также другие процессы, требующие живого воображения и изобретательности. Левое полушарие в ответе за числа, логику и организационные процессы, это аналитика и формулы. Так вот у дислексика оба типа интеллектуальной активности, творческий и рациональный, работают одновременно, дополняя друг друга.
Люди с дислексией – не “отсталые”, они открыты для новых знаний, желают учиться и лучше других адаптируются в новых условиях. Но обычному человеку сложно освоить такое целостное мышление, поэтому мы начинаем думать, что люди с дислексией – какие-то “не такие”.
Миф №7: Помочь ребенку сможет только педагог
Существуют педагоги, которые работают с учениками-дислексиками, но у родителей не всегда есть возможность отдать ребенка в такую школу. К тому же перекладывание ответственности в таком важном вопросе – не самая лучшая идея. Ключевую роль в воспитании ребенка с дислексией играет его мама, которая должна стать основным помощником. Ведь именно мама лучше всех знает своего ребенка, и понимает, с какими проблемами он вынужден справляться.
Воспитание и обучение дислексика должно проводиться на базе специализированных знаний. Если игнорировать ситуацию, ребенок и дальше будет страдать, а жизнь семьи с ребенком-дислексиком будет становиться все тяжелее и сложнее.
Как помочь ребенку-дислексику?
- Подпишитесь на блог “Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе”, чтобы регулярно получать самые свежие материалы об исследованиях дислексии, статьи о новых подходах и практические лайфхаки для родителей.
- Скачайте книгу “Дислексия мозга. За гранью известного”
- Посмотрите программу онлайн-курса Татьяны Гогуадзе и начните первый цикл обучения.
Оставить комментарий