Как снимали “Сибириаду”: откровенные сцены, проблемы с законом, триумф на Западе

Культура Кино и сериалы

Госкино знало, какому режиссеру доверить съемки фильма о достижениях социалистического труда. Кончаловский выполнил заказ, но добавил в сюжет трагедию простого народа и эротику.

Сибириада

На закате 1970-х годов Андрей Кончаловский был известным режиссером не только в СССР, но и за его пределами. Снимать фильм о достижениях социалистического труда, который готовили к показу западной аудитории, доверили именно ему. Никто не думал, что фильм об отечественных нефтяниках превратится в эпохальное и очень смелое полотно, отсылающее зрителя к истории русского народа в целом.

Лента получилась в меру правдивой и в меру приукрашенной, современной и опережающей время, откровенной и невинной, жестокой и мелодраматичной. Она прочно вошла в число величайших творений советского кинематографа. Но как создавалась “Сибириада”: за что актеров забирали в милицию, почему от съемок отказались американские звезды, и у кого Кончаловский так и не смог отнять победу в Каннах?

Ничего не жалко

Сибириада

Госкино выделило Кончаловскому высокий бюджет, импортные камеры, дорогую пленку, актерам пообещали хорошие гонорары, а художников-постановщиков отправили на обучение в Голливуд. На роли главных героев пригласили настоящих звезд того времени — Людмилу Гурченко, Сергея Шакурова, Никиту Михалкова, Наталью Андрейченко, Виталия Соломина, Елену Кореневу.

Не голливудское это дело

Сибириада

Андрей Кончаловский планировал пригласить в проект голливудских звезд — Лив Ульман или Ширли Маклейн. Однако договориться с ними у советского режиссера не получилось. Так роль Таи Соломиной досталась как раз Людмиле Гурченко. Никита Михалков шутил, что она за хорошую роль “готова поджечь свой дом и сама принести керосин”.

Три года переездов

Сибириада

Работа над фильмом растянулась на три года. Натурные съемки проходили в деревне Нагорный Иштан Томской области, а поселение Елань пришлось отстраивать под Тверью, чтобы некоторые актеры могли легко добраться до столицы. Зиму снимали в Ленинграде, кое-что — в Феодосии и на площадках “Мосфильма”. Сцена пожара развернулась на нефтяном полигоне в Татарстане — щедрые нефтяники предоставили одну из своих вышек.

Проблемы с законом

Сибириада

Во время работы Кончаловский постоянно спорил с Натальей Андрейченко. Актриса была большой любительницей шумных гуляний, и однажды ее, Александра Панкратова-Чёрного и Павла Кадочникова забрали в милицию. Спасло звезд только то, что у Кадочникова было звание “майора всех родов войск” — этот документ ему вручил лично Сталин за роль в “Подвиге разведчика”.

Не эротика, а комедия

Сибириада

Людмиле Гурченко приходилось сниматься в гипсе. Во время работы над мюзиклом “Мама” актриса упала на катке и сломала ногу. Однако ей нужно было сыграть в интимной сцене с Никитой Михалковым. “Гипсовый сапог” Гурченко очень веселил актера, поэтому на съемках плащ-палатка, которой были укрыты герои, тряслась от смеха.

Странные претензии

Сибириада

Как Кончаловскому вообще позволили снять откровенную сцену? Изначально он пообещал, что сделает все невинно, но боялся, что момент вырежут. Но представители Госкино оказались сговорчивыми: они попросили лишь подсократить “пикантные” моменты для советского проката. Зато под нож попала сцена с участием члена политбюро Федора Николаевича. Его играл Всеволод Ларионов, который был страшно похож на председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина — все из-за больших родинок на лице.

Старое по-новому

сибириада

Андрей Кончаловский был убежден, что фильм нужно сопровождать электронной музыкой. Режиссер дал композитору Эдуарду Артемьеву пластинку греческого музыканта Вангелиса и попросил придумать что-то похожее.

Вдохновение, а не плагиат

Сибириада

Лента завершается мистическим финалом: старинное деревенское кладбище сносят, а давно умершие Устюжанины и Соломины воскресают. Кончаловский признался, что позаимствовал идею с неожиданным объединением персонажей из фильма “8 с половиной” Федерико Феллини.

Момент истины

Сибириада

“Сибириада” делалась не столько для советского проката, сколько для путешествия по заграничным фестивалям. В 1979 году лента отправилась в Канны. Андрей Кончаловский в сопровождении Никиты Михалкова, Людмилы Гурченко и Натальи Андрейченко переживали, что иностранным зрителям картина не понравится. Однако овации после финальных титров были достаточно красноречивыми, чтобы убедить команду в обратном.

Вьетнам против Сибири

Сибириада

На Каннском кинофестивале за главный приз “Сибириада” боролась с картиной Френсиса Форда Копполы “Апокалипсис сегодня”.  За советский фильм выступала председательница жюри, французская писательница Франсуаза Саган, но в итоге “Золотую пальмовую ветвь” получил Коппола. Кончаловский взял Гран-при. Нужный эффект был достигнут: Запад пришел в восторг от советской ленты. Через год после триумфа Кончаловский эмигрировал в США.

А вы видели “Сибириаду”? Как думаете, она была достойна “Золотой пальмовой ветви”?

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.