Молодым людям не понять, что такое дефицит. Они привыкли, что на полках магазинов есть абсолютно все. А если что-то в местных торговых точках не продается, то это можно заказать через интернет. Были бы деньги. И истории про то, как раньше нельзя было купить самые простые вещи, они воспринимают как какие-то сказки.
Но люди, выросшие и часть сознательной жизни прожившие в Советском Союзе, прекрасно помнят очереди, правило “не больше одной вещи в одни руки” и радость от того, что удалось найти и купить что-то из одежды или мебели. Помнят многие и проблемы с обувью, о производстве которой и будет сегодняшний материал.
До революции обувных фабрик практически не было
В основном обувь делали в частных небольших мастерских кустарным способом. Естественно, каждый процесс выполнялся вручную. И даже на единичных фабриках доля ручного труда составляла 80%. Проблему создавала и длительность выделки кожи, которая раньше занимала почти полгода. Для сравнения – сегодня этот процесс сократился до 1 месяца.
В СССР стали появляться крупные обувные предприятия
Уже существующие фабрики начали модернизировать, стали строиться новые предприятия с современным оборудованием. До 30-х годов молодые люди предпочитали носить легкие спортивные тапочки, взрослые мужчины любили мягкие сапожки, а взрослые дамы, отказавшиеся от женственности в угоду новому образу “женщины-товарища”, стали носить ботинки, которые красивыми назвать совсем нельзя было.
Галоши должны быть у каждого
Галоши стали производить еще до революции, но в 30-х годах фабрика “Красный треугольник” модернизировала модели. Тогда на прилавках появилось несколько вариантов галош. Самыми популярными были женские с отделением для каблучка и мужские с кнопочками по бокам. Кстати, галоши именно этой фабрики пользовались спросом за границей.
После Второй мировой ситуация с обувью была плачевной
Несмотря на все старания со стороны государства, проблемы с обувью решались медленно. Строились новые фабрики, даже открылся Дом моделей, где привлекательные девушки дефилировали в красивых лаковых туфельках. Но для большинства такая роскошь была не по карману. Женщины и мужчины в основном донашивали старую обувь.
Желание выглядеть красиво вернулось в 50-х годах
Мирная жизнь налаживалась, и женщины захотели вновь выглядеть красиво. Они отдавали предпочтение туфлям на каблуке средней высоты, но можно было встретить модниц и на шпильке. Вся обувь была из натуральной кожи, очень качественная, но не слишком красивая. Даже по тем временам она не была усладой для глаз. Хотя некоторые редкие модели и сегодня смотрелись бы стильно.
Носить фабричную обувь было настоящим мучением
Все дело в неудобной колодке. Ноги в такой обуви сильно уставали. Проблему исправляли у сапожников, которые работали в кустарных условиях. Совсем не учитывалась анатомия стопы, отличия подъема или полноты. Материал тоже вызывал неудобства, хоть и был натуральным. Добротная, но уж очень жесткая кожа натирала пятки. Нужно было проходить в ботинках немало времени, чтобы разносить их.
Основная масса населения носила однотипную и не очень красивую обувь
Простому советскому гражданину за редким исключением были недоступны импортные туфли или сапоги. Чтобы стать их счастливым обладателем, нужно было либо достать где-то купон в “Березку”, либо искать спекулянтов. Очень редко на прилавках появлялась польская или чехословацкая продукция. Но за ней выстраивалась очередь, в которую можно было встать ночью, а выкупить заветную пару вечером следующего дня.
Дефицит был серьезный
Несмотря на то, что СССР быстро нарастил темпы производства обуви, ее все равно не хватало. Люди покупали даже обувь не по размеру, если на прилавках появлялось что-то отличное от некрасивых фабричных моделей. Брали обувь на размер меньше и потом ее разнашивали. Большие туфли корректировали ватой в носке. А дети вообще донашивали за своими старшими братьями.
Реклама была двигателем торговли
Обувные фабрики периодически проводили рекламные мероприятия. Правда, на картинках их продукция выглядела очень эффектно, чего нельзя было сказать об их реальном виде. Зато можно сказать с уверенностью – качество обуви было таким высоким, что ее носили не 1-2 сезона, а порой и десятилетиями.
Оставить комментарий