Кристин Нефф, профессор психологии и автор книги издательства МИФ «Самосострадание», думает иначе. По ее мнению, стремление любой ценой заработать высокую самооценку привело к тому, что мы разучились главному — принимать себя целиком, со всеми достоинствами и недостатками.
Приводим выжимку из ее книги на тему высокой самооценки.
Что вообще такое самооценка?
Самооценка — это суждение человека о том, является ли он хорошим, ценным. Давая себе оценку, мы обычно основываемся на тех сферах, которые важны для нас. Например, мы можем отлично готовить, но совершенно не уметь играть в шахматы, и наша самооценка будет зависеть от того, насколько существенным для нас является каждый из этих навыков.
Получается, что повысить самооценку можно двумя способами:
- придавая высокое значение тому, что у нас получается, и игнорируя все остальное;
- совершенствуясь в важных для нас сферах.
Оба способа чреваты проблемами. В первом случае мы можем преуменьшать значимость освоения ценных навыков просто потому, что это позволяет нам не упасть в собственных глазах. Такое бывает, например, когда ребенок сосредоточивает все силы на том, чтобы стать профессиональным баскетболистом, и игнорирует математику, в которой плохо разбирается.
Во втором случае активные попытки совершенствования могут дорого обойтись. Если, к примеру, женщина, которой важно выглядеть как фотомодель, будет изо всех сил стараться сбросить последние десять килограммов, чтобы достичь желаемого веса.
Однако самооценка зависит не только от наших суждений о себе, но и от предполагаемых суждений других людей о нас.
Если мы считаем, что другие люди оценивают нас позитивно, то будем довольны собой. Если же мы уверены, что окружающие оценивают нас негативно, — будем собой недовольны. Что самое удивительное, решающее значение имеет мнение не близких нам людей (ведь понятно, что мама и так считает нас лучше всех), а совершенно не знакомых.
Панацея от всех бед
В какой-то момент психологи провозгласили высокую самооценку панацеей от всех бед. Люди, высоко себя ценящие, действительно чаще всего бывают более жизнерадостными, имеют много друзей и испытывают интерес к жизни, в отличие от людей с низкой самооценкой. Однако ни одно исследование не показывает, что именно разница в самооценке вызывает подобные последствия.
Более того, ученые заключили, что высокая самооценка на самом деле не улучшает успеваемость и качество работы, не формирует лидерские качества и не уберегает детей от курения и употребления спиртного. Она скорее следствие, а не причина здорового поведения.
В самой по себе высокой оценке нет ничего плохого, все дело в том, откуда она берется.
К высокой самооценке ведут как здоровые, так и нездоровые пути. Можно завоевать ее благодаря поддерживающей атмосфере в семье и упорному труду. А можно — за счет самовлюбленности и принижения других. Однако, говоря о самооценке, мало кто из исследователей проводит различие между ее разновидностями.
Почему похвала без разбора — плохой способ мотивации
Проблема большинства программ повышения самооценки в том, что они не проводят различий между здоровой и нездоровой самооценкой. Детей принято хвалить без разбора, не уделяя внимания тому, как ребенок пришел к тому или иному результату. В результате они начинают верить, что заслуживают восхищения, что бы ни делали.
Это приводит и к обесцениванию школьных отметок. Так, в 2004 году в школах США высшую оценку получили 48% учеников старших классов, в то время как в 1968 году этот показатель составлял 18%.
Дети, которых хвалят без разбора, могут потерять способность объективно оценивать свои способности, что в дальнейшем негативно сказывается на их развитии.
Самосострадание против самооценки
Вместо стремления к высокой самооценке Кристин Нефф предлагает другой инструмент — развитие самосострадания. То есть способности относиться к себе по-доброму, принимать себя со всеми достоинствами и недостатками.
В отличие от высокой самооценки, радость самосострадания не зависит от того, достиг ли человек цели и считает ли он себя лучше других. Она возникает как следствие заботы о себе — пусть несовершенном, но все равно прекрасном.
Сочувствие к себе начинает работать именно там, где наша оценка себя нас подводит, — когда мы терпим неудачи и ощущаем себя неполноценными.
У человека, сострадающего себе, меньше выражена «потребность в когнитивной определенности» — так психологи обозначают потребность в признании своей правоты. Таким людям не требуется злиться, вступать в конфликты и занимать оборонительную позицию, чтобы защитить свое эго. Они принимают свое несовершенство и понимают, что неудачи не определяют их, что это всего лишь часть жизни.
Практика. Осваиваем подвохи
Ниже предлагаем упражнение, которое дает в своей книге Кристин Нефф. Оно поможет объективно оценить, не вводит ли вас в заблуждение стремление к высокой самооценке.
1. Перечислите десять личных характеристик, которые существенно влияют на вашу самооценку, — обстоятельств, внушающих вам удовлетворенность или недовольство собой (профессиональные показатели, успешность исполнения родительской роли, ваш вес и т. д.).
2. По каждому из этих пунктов задайте себе следующие вопросы и посмотрите, повлияют ли ответы на ваше отношение к себе:
- Стремлюсь ли я чувствовать, что я лучше других, или ощущать свою взаимосвязь с ними?
- Я уважаю себя потому, что я особенный, или потому, что я человек?
- Я хочу быть безупречным или здоровым?
Когда мы включаемся в бесконечную гонку за повышением самооценки, то лишаем себя того, в чем на самом деле нуждаемся больше всего. Принятия себя такими, какие мы есть, и понимания, что каждый из нас — часть чего-то большего.
По материалам книги «Самосострадание»
Оставить комментарий