6 мифов о развитии креативности у детей, в которые давно пора перестать верить

Общество Образование

“Мой ребенок совсем не творческий, ему не дано”, “Это надо только художникам, у моего будет серьезная профессия” — вот лишь часть мифов, которыми успела обрасти тема развития креативности у детей. Как все обстоит на самом деле?

Креативность сложно “пощупать” и измерить. Отсюда и огромное количество недопонимания со стороны родителей, которые задумываются: что такое креативность, а надо ли учить этому ребенка, или оно как-то само разовьется? И, главное: это вообще пригодится ему по жизни? Вместе с Евгенией Гин, создателем «Creatime семья» — проекта для родителей, которые хотят развивать мышление своих детей, — разберемся с основными мифами о креативности.

1. Не всем дано родиться гением, а значит не все могут стать креативными

как развить креативность у ребенка

Конечно, мы все рождаемся разными — этим и прекрасен мир. От природных данных много зависит, но далеко не все. “Моцарты” рождаются раз в сто лет, но это не мешает миллионам людей заниматься музыкой и достигать в ней успехов. Это же касается спорта и многих других областей. Так почему же в случае с креативностью мы считаем усилия тщетными, а гены — решающими? Это просто миф и нехватка знаний о методиках развития творческих способностей. Практика показывает, что целенаправленное развитие креативности дает отличные результаты у самых обычных людей. И, кстати, начинать можно в любом возрасте.

2. Креативность — это несерьезно, лучше привить ребенку практические навыки

как разить креативность у ребенка

В массовом сознании креативный человек — это тот, который постоянно выдумывает какие-то безумные идеи, сочиняет небылицы или экстравагантно себя ведет. С реальностью это имеет мало общего. Креативность — это способ мышления, который позволяет человеку придумывать новое и оценивать эти идеи с точки зрения адекватности ситуации. Кстати без “настоящих знаний” и креативным быть не получится. Дилемма “креативность или практичность” — это ложная дилемма. Креативность лишь увеличит вашу успешность в любой практической области.

Евгения Гин говорит:

— Креативность не означает, что к любой жизненной ситуации нужно подходить как к нестандартной и выдумывать зачастую абсурдный “другой путь” просто для того, чтобы “не как все”. Ни в коем случае! Стандартные способы значительно улучшают нашу жизнь, экономят ресурсы, повышают эффективность. Кроме того, владение стандартными подходами и решениями – это один из показателей профессионализма. Я бы вот совсем не хотела попасть на прием к врачу, который бы на любую мою проблему говорил: «Ух ты! Очень интересно! Никогда о таком не слышал! Давайте подумаем!». Но бывает так, что ни один из стандартных способов не работает. И тогда на сцене должен появиться суперпрофессионал – условный «доктор Хаус», который, владея всем стандартным, сможет решить нестандартную задачу, найти новый подход. И тут есть один очень важный момент.

Чтобы суметь красиво и эффективно решить задачу, когда ее подкинет жизнь, это нужно уметь делать. А умеем мы то, чему научились. Именно по этой причине важно иногда создавать нестандартные ситуации искусственно, предлагать детям открытые задачи – для тренировки, чтобы в нужный момент мозги не подвели. Развивается то, что мы развиваем.”
Евгения Гин Основатель проекта «Creatime Семья», ТРИЗ-педагог, специалист по ТРИЗ второго уровня.

3. Креативными могут быть только художники или актеры

как развить креативность у ребенка

Есть профессии, которые мы традиционно считаем творческими. Но, задумайтесь, всегда ли представители этих профессий креативны. Отнюдь! Художник, который лишь срисовывает копии чужих работ, не имеет ничего общего с креативностью.

Но автомеханик, который может придумать, как заделать дырку в шине посреди горной дороги и без инструментов, или домохозяйка, которая легко придумывает, как испечь пирог, даже если закончился сахар – они креативны!

Люди, которые в сложных, нестандартных ситуациях, не расстраиваются, не тратят много денег и других ресурсов, а придумывают элегантные решения — это и есть креативные люди. И они встречаются в любой профессии! Анализ биографий ученых, скульпторов, императоров и многих других показывает, что успешными были те из них, кто умел решать жизненные задачи.

4. Креативности невозможно научиться

как развивать креативность у ребенка

Если представлять себя Творцом, которому необходима Муза, то этим процессом действительно невозможно управлять. Но креативность — это творчество по заказу. Творчество, которое опирается не на вдохновение, а на наработанные в мире способы решения нестандартных задач и поиска новых идей. Изучением креативности занимаются психологи, социологи и нейробиологи. Уже существуют целые школы, которые успешно разбираются со способами познать и развить креативность. Один из ярких примеров — проект «Creatime семья», построенный на принципах ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач).

«Creatime семья» предлагает интересные ежедневные задания для детей и их родителей, направленные на развитие креативности. Играя в специальные игры и решая загадки, например в дороге или за ужином, ребенок развивает фантазию, учится видеть задачи, вместо проблем, находить множество вариантов решения и выбирать из них лучший. Мамы и папы тоже участвуют: нестандартная задача — это вызов для ума, вне зависимости от возраста решателя. В итоге, вся семья получает новые темы для обсуждения, родители с детьми проводят время не только весело, но и с пользой: в процессе таких диалогов формируются важнейшие привычки продуктивного мышления.

5. Опять “учиться”? Звучит скучно!

как развивать креативность у ребенка

От чего люди получают удовольствие? От развлечений. От еды. От общения. А еще от своих идей! Яркая идея — это выброс гормонов радости. Кстати, мы получаем удовольствие даже от чужих ярких идей. Не зря же мы пересылаем друг другу прикольные картинки и анекдоты. Но своя идея — это удовольствие вдвойне. Занимаясь развитием креативности вы постоянно получаете это удовольствие, скуке тут точно не место!

Пример из жизни Евгении Гин:

“Как-то я была в гостях у своей подруги. Мы пили чай, а рядом крутилась ее семилетняя дочь. Я спросила у девочки: “А что вы сейчас проходите в школе?”. Она ответила: “Тему “Слово и предложение”. Я тут же спросила: “Скажи, а бывает ли так, что слово — длиннее предложения?”. Глазки у девочки открылись: “о-па, это интересно! Такого в школе не спрашивали!”. Она сходу придумала пару вариантов. А на завтрашний день задала этот вопрос всем своим подружкам и двум учительницам. Придумали не меньше 10 реальных вариантов!”.
Евгения Гин Основатель проекта «Creatime Семья», ТРИЗ-педагог, специалист по ТРИЗ второго уровня.

Кстати, попробуйте сделать это и вы. Мы начнем, а вы продолжите:

  1. Слово написано большими размашистыми буквами, а предложение — малюсенькими. Получилось, что слово у нас больше по размеру.
  2. Слово “вечность”, а предложение “подожди минутку”. Слово длиннее предложения по смыслу.
  3. Ваш ход!

6. Кажется, это только для тех, у кого высокий интеллект

как развивать креативность у ребенка

«Нам бы математику подтянуть и чтение, а не какую-то там креативность» — рассуждают некоторые родители, как бы вынося креативность за скобки общеобязательных дисциплин. Конечно, знания и общеобразовательные навыки важны. Но успехов в них сложно достичь без мотивации. Решая с ребенком нестандартные, жизненные задачки вы учите его испытывать радость от мышления. У ребенка при этом не возникает вопросы “а зачем это вообще нужно, где в жизни пригодится?”, которые губят мотивацию. А со временем эта любознательность и привычка думать переносится и на школьные предметы.

Кстати, зачастую очень креативные идеи предлагают не самые успешные в академическом смысле дети. Им это дает окрыляющее чувство успеха, а отличникам показывает зону развития. Дайте своим детям проявить себя!

Нужно просто сделать первый шаг: побороть сомнения и начать играть в креативность.

Ознакомьтесь с примерами заданий для развития креативности на сайте «Creatime семья».

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.