“Мой ребенок совсем не творческий, ему не дано”, “Это надо только художникам, у моего будет серьезная профессия” — вот лишь часть мифов, которыми успела обрасти тема развития креативности у детей. Как все обстоит на самом деле?
Креативность сложно “пощупать” и измерить. Отсюда и огромное количество недопонимания со стороны родителей, которые задумываются: что такое креативность, а надо ли учить этому ребенка, или оно как-то само разовьется? И, главное: это вообще пригодится ему по жизни? Вместе с Евгенией Гин, создателем «Creatime семья» — проекта для родителей, которые хотят развивать мышление своих детей, — разберемся с основными мифами о креативности.
1. Не всем дано родиться гением, а значит не все могут стать креативными
Конечно, мы все рождаемся разными — этим и прекрасен мир. От природных данных много зависит, но далеко не все. “Моцарты” рождаются раз в сто лет, но это не мешает миллионам людей заниматься музыкой и достигать в ней успехов. Это же касается спорта и многих других областей. Так почему же в случае с креативностью мы считаем усилия тщетными, а гены — решающими? Это просто миф и нехватка знаний о методиках развития творческих способностей. Практика показывает, что целенаправленное развитие креативности дает отличные результаты у самых обычных людей. И, кстати, начинать можно в любом возрасте.
2. Креативность — это несерьезно, лучше привить ребенку практические навыки
В массовом сознании креативный человек — это тот, который постоянно выдумывает какие-то безумные идеи, сочиняет небылицы или экстравагантно себя ведет. С реальностью это имеет мало общего. Креативность — это способ мышления, который позволяет человеку придумывать новое и оценивать эти идеи с точки зрения адекватности ситуации. Кстати без “настоящих знаний” и креативным быть не получится. Дилемма “креативность или практичность” — это ложная дилемма. Креативность лишь увеличит вашу успешность в любой практической области.
Евгения Гин говорит:
— Креативность не означает, что к любой жизненной ситуации нужно подходить как к нестандартной и выдумывать зачастую абсурдный “другой путь” просто для того, чтобы “не как все”. Ни в коем случае! Стандартные способы значительно улучшают нашу жизнь, экономят ресурсы, повышают эффективность. Кроме того, владение стандартными подходами и решениями – это один из показателей профессионализма. Я бы вот совсем не хотела попасть на прием к врачу, который бы на любую мою проблему говорил: «Ух ты! Очень интересно! Никогда о таком не слышал! Давайте подумаем!». Но бывает так, что ни один из стандартных способов не работает. И тогда на сцене должен появиться суперпрофессионал – условный «доктор Хаус», который, владея всем стандартным, сможет решить нестандартную задачу, найти новый подход. И тут есть один очень важный момент.
Чтобы суметь красиво и эффективно решить задачу, когда ее подкинет жизнь, это нужно уметь делать. А умеем мы то, чему научились. Именно по этой причине важно иногда создавать нестандартные ситуации искусственно, предлагать детям открытые задачи – для тренировки, чтобы в нужный момент мозги не подвели. Развивается то, что мы развиваем.”
Евгения Гин
Основатель проекта «Creatime Семья», ТРИЗ-педагог, специалист по ТРИЗ второго уровня.
3. Креативными могут быть только художники или актеры
Есть профессии, которые мы традиционно считаем творческими. Но, задумайтесь, всегда ли представители этих профессий креативны. Отнюдь! Художник, который лишь срисовывает копии чужих работ, не имеет ничего общего с креативностью.
Но автомеханик, который может придумать, как заделать дырку в шине посреди горной дороги и без инструментов, или домохозяйка, которая легко придумывает, как испечь пирог, даже если закончился сахар – они креативны!
Люди, которые в сложных, нестандартных ситуациях, не расстраиваются, не тратят много денег и других ресурсов, а придумывают элегантные решения — это и есть креативные люди. И они встречаются в любой профессии! Анализ биографий ученых, скульпторов, императоров и многих других показывает, что успешными были те из них, кто умел решать жизненные задачи.
4. Креативности невозможно научиться
Если представлять себя Творцом, которому необходима Муза, то этим процессом действительно невозможно управлять. Но креативность — это творчество по заказу. Творчество, которое опирается не на вдохновение, а на наработанные в мире способы решения нестандартных задач и поиска новых идей. Изучением креативности занимаются психологи, социологи и нейробиологи. Уже существуют целые школы, которые успешно разбираются со способами познать и развить креативность. Один из ярких примеров — проект «Creatime семья», построенный на принципах ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач).
«Creatime семья» предлагает интересные ежедневные задания для детей и их родителей, направленные на развитие креативности. Играя в специальные игры и решая загадки, например в дороге или за ужином, ребенок развивает фантазию, учится видеть задачи, вместо проблем, находить множество вариантов решения и выбирать из них лучший. Мамы и папы тоже участвуют: нестандартная задача — это вызов для ума, вне зависимости от возраста решателя. В итоге, вся семья получает новые темы для обсуждения, родители с детьми проводят время не только весело, но и с пользой: в процессе таких диалогов формируются важнейшие привычки продуктивного мышления.
5. Опять “учиться”? Звучит скучно!
От чего люди получают удовольствие? От развлечений. От еды. От общения. А еще от своих идей! Яркая идея — это выброс гормонов радости. Кстати, мы получаем удовольствие даже от чужих ярких идей. Не зря же мы пересылаем друг другу прикольные картинки и анекдоты. Но своя идея — это удовольствие вдвойне. Занимаясь развитием креативности вы постоянно получаете это удовольствие, скуке тут точно не место!
Пример из жизни Евгении Гин:
“Как-то я была в гостях у своей подруги. Мы пили чай, а рядом крутилась ее семилетняя дочь. Я спросила у девочки: “А что вы сейчас проходите в школе?”. Она ответила: “Тему “Слово и предложение”. Я тут же спросила: “Скажи, а бывает ли так, что слово — длиннее предложения?”. Глазки у девочки открылись: “о-па, это интересно! Такого в школе не спрашивали!”. Она сходу придумала пару вариантов. А на завтрашний день задала этот вопрос всем своим подружкам и двум учительницам. Придумали не меньше 10 реальных вариантов!”.
Евгения Гин
Основатель проекта «Creatime Семья», ТРИЗ-педагог, специалист по ТРИЗ второго уровня.
Кстати, попробуйте сделать это и вы. Мы начнем, а вы продолжите:
- Слово написано большими размашистыми буквами, а предложение — малюсенькими. Получилось, что слово у нас больше по размеру.
- Слово “вечность”, а предложение “подожди минутку”. Слово длиннее предложения по смыслу.
- Ваш ход!
6. Кажется, это только для тех, у кого высокий интеллект
«Нам бы математику подтянуть и чтение, а не какую-то там креативность» — рассуждают некоторые родители, как бы вынося креативность за скобки общеобязательных дисциплин. Конечно, знания и общеобразовательные навыки важны. Но успехов в них сложно достичь без мотивации. Решая с ребенком нестандартные, жизненные задачки вы учите его испытывать радость от мышления. У ребенка при этом не возникает вопросы “а зачем это вообще нужно, где в жизни пригодится?”, которые губят мотивацию. А со временем эта любознательность и привычка думать переносится и на школьные предметы.
Кстати, зачастую очень креативные идеи предлагают не самые успешные в академическом смысле дети. Им это дает окрыляющее чувство успеха, а отличникам показывает зону развития. Дайте своим детям проявить себя!
Нужно просто сделать первый шаг: побороть сомнения и начать играть в креативность.
Ознакомьтесь с примерами заданий для развития креативности на сайте «Creatime семья».
Оставить комментарий