В Москве скончался Леонид Броневой? сообщил директор столичного “Ленкома” Марк Варшавер. В этом театре Леонид Сергеевич играл в конце своей жизни до самой смерти. Последний спектакль с его участием на сцене “Ленкома” — “Вишневый сад”.
Любимый многими поколениями знаменитый актер, который прожил долгую, непростую жизнь и сыграл очень яркие и запоминающиеся роли в театре и кино, реплики его персонажей практически сразу разбирали на цитаты. Вспоминаем лучшие и любимые ленты с участием великого артиста.
17 мгновений весны
В первом советском культовом сериале, во время показа которого улицы пустели, Броневой очень талантливо сыграл шефа гестапо, нациста Мюллера. Актеру тогда удалось почти невозможное — вместо прямолинейного, равнодушного садиста-циника, каким тогда было принято показывать образ солдата гитлеровской Германии, мы видим на экране бесконечно обаятельного, во многом простодушного и добродушного толстячка-вояку: “Я старый, добрый человек, ваш красавец-шеф злее меня в тысячу раз”.
Это классический чиновник с очень человеческим лицом — с довольно острым языком, внимательным и спокойным взглядом из-под полуприкрытых век и специфическим чувством юмора: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно».
У Мюллера-Броневого весьма простые манеры, не вяжущиеся с высокой должностью, и ироничное отношение к начальству: «Они все фантазеры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы».
При всем при этом он — очень умный и опасный противник, которого не так-то просто обвести вокруг пальца. Он умеет выжидать и наносить внезапный удар: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться…».
Формула любви
В этой легкой, лиричной и изящной комедии Марка Захарова Леонид Броневой сыграл доктора: “Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе”. Это пожилой, мудрый и в чем-то циничный человек, обладающий бездной здравого смысла:
— На что жалуемся?
— На голову жалуется.
— Это хорошо. Легкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова — предмет темный, исследованию не подлежит.
Покровские ворота
В этой бессмертной ленте Броневой сыграл великолепного стареющего ловеласа — Велюрова. Житель классической уютной московской коммуналки, артист сцены с неподражаемой артикуляцией, поставленным баритоном и незабываемыми интонациями. Одинокий, несчастный мужчина, почти безнадежно влюбленный в молоденькую легкомысленную вертихвостку-спортсменку, он произносил свои реплики так, что их можно цитировать почти все подряд. Чего стоит одно знаменитое: “Заметьте, не я это предложил”.
Тот самый Мюнхгаузен
Здесь Броневой предстает спокойным, рассудительным, страдающим от невозможности безмятежно предаться излюбленным кройке и шитью Герцогом, которого никак не оставят в покое неугомонные жители вверенного ему города: “Именно на уровне груди. Шестьдесят шесть. Я не разрешу опускать линию талии на бедра. Сто пятьдесят пять. В конце концов, мы — центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав — пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с вытачками — принимаю и это. Но опускать линию талии не дам!”.
Особенно много хлопот у Герцога, конечно, с самим бароном Мюнхгаузеном, его сумасшедшими фантазиями, его семейством и Мартой. В конце концов он даже пытается примирить враждующие стороны: «Из Мюнхгаузена, господа, лить воду не будем! Незачем. Он нам дорог просто как Мюнхгаузен… как Карл Фридрих Иероним… А уж пьет его лошадь или не пьет — это нас не волнует».
Небеса обетованные
Эта лента — замечательный образец отечественного философского сюрреализма в кинематографе, и роль Броневого, так же как и других великолепных актеров, под стать общей атмосфере фильма — его Семен Ефремович, полковник в отставке, одновременно глуповат и просветленно-мудр, наивен и ироничен, простодушен и прямолинеен. Роль лишнего человека, звена цепи, которая идет ниоткуда в никуда, — и очень образная, метафоричная по стилистике поступков, глубине мыслей и скрытому смыслу внешнего почти-сумасшествия.
— Это вагон для курящих?
— И для пьющих…
Возвращение резидента
В третьем фильме многосерийного советского триллера о шпионах и разведчиках у Броневого роль шефа западногерманской разведки — его Иоганн Штаубе временами очень похож по типажу на Мюллера, но, думается, тут дело не в актерской вторичности самого Броневого, а в некотором штампе, аллюзии, на которую опирались создатели фильма. Эта роль второго плана хороша хотя бы потому, что сыграна безупречно, без единой фальшивой ноты. Шеф разведки тут осторожен, изощрен, непробиваем и сух — но иногда в нем вдруг проскакивает человеческое, живое и теплое.
Если верить Лопотухину…
Еще одна довольно милая лента для семейного просмотра с «двойным дном» — как и многие позднесоветские фильмы, за внешней простотой скрывает философский смысл. Мальчик Вася Лопотухин встречается с инопланетянами и опаздывает на урок. Вроде бы ничего такого необычного — ну опоздал себе школьник, дело-то обыденное. Но в школе под управлением директора Юрия Леонидовича — это как раз роль Леонида Броневого — начинают происходить очень странные вещи. И директор оказывается далеко не таким уж простым, как выясняется… Очень пластичная, во многом неожиданная роль.
Оставить комментарий