Каждому знакома ситуация: заскочил в магазин, чтобы по-быстрому купить соли и яиц, выпал оттуда в полном беспамятстве через три часа с пустыми карманами и полными тележками, в которых нет ни соли, ни яиц. Причина такого поведения — вовсе не наша непоследовательность, а психологические приемы и уловки маркетологов, которые совсем не зря едят свой хлеб.
9 уловок маркетологов, которые буквально вынуждают нас покупать то, что мы не собирались.
1. Слоганы, которые очень много обещают (и часто обманывают)
Самый простой пример: “купите нашу продукцию, и мы вернем вам деньги, если вас не устроит качество”. Понятно, что редкий покупатель потратит время на то, чтобы вернуть свои кровные за съеденную баночку йогурта — а если это и случится, формулировка “не понравилось качество” слишком размытая, чтобы иметь юридическую силу. Нигде не прописано, что именно может не понравиться и подпадает под публичную оферту (каковой, по сути, является информация о любом товаре, выставленном на продажу). Можно оспорить цену на ценнике, срок годности на упаковке — но понятия “понравилось/не понравилось” никак не доказать и не подтвердить.
2. Подарки по вирусной акции
Акции по принципу “купите 10 единиц такого-то товара, и получите вот эту совершенно бесполезную вещь в подарок” отлично работают. Все помнят, с каким рвением дети, например, собирают серии игрушек, которые вручают при покупке некоторых товаров, — охота за ними становится важной и заставляет родителей покупать какой-нибудь сок, печенье или снеки, которые, в общем, они и не собирались приобретать изначально.
3. Постоянная перестановка товаров на полках
Мы привыкли возмущаться тем, что торговые залы часто очень бестолково организованы — почему хлеб находится за обувью, а молоко — за рыбой, если понятно, что человек обычно приобретает продукты комплексно и любителю морской капусты вряд ли нужны игровые приставки или пляжные полотенца по акции. На самом деле все точно наоборот: товары расположены максимально неудобно для покупателя, чтобы заставить пройти мимо максимально возможного количества полок и витрин — а там его поджидают бесконечные акции и скидки. Более того, чтобы вы не успевали выучить расположение полок и не сокращали свой маршрут по магазину, товары на полках постоянно меняют местами.
5. Имитация дефицита
Наша психология заставляет нас купить впрок то, чего явно осталось мало, — вдруг товар закончится быстро и мы будет страдать долгими неделями без него? Явно небольшое количество чего угодно на полке заставляет нас думать, что вещь очень хорошая и популярная — раз остальные купили, значит, и нам тоже срочно нужно. Простой пример: когда на витрину в отделе кулинарии выставляется свежий торт, несколько кусков вытаскивают сразу, чтобы создать иллюзию того, что кондитерское изделие пользуется спросом.
6. Продажа сопутствующих товаров
Мы часто сомневаемся в своем вкусе, поэтому, купив платье, будем долго размышлять, какие туфли к нему подойдут и что теперь делать со старой сумочкой. Эту задачу помогают нам решить маркетологи, располагая подходящие друг к другу вещи максимально близко, — думать больше не нужно, нужно только исправно выкладывать свои деньги: ведь все эти вещи так соблазнительно выглядят в комплекте. Рядом с мясом для шашлыка часто можно увидеть замороженные овощные смеси, шампуры и пакеты с углем.
7. Психологические трюки консультантов в магазине
Некоторые из них пытаются создать иллюзию близости с покупателем — подстройка может быть на любом уровне, от “у моей сестры такая же помада, и она счастлива” до сложных психологических лабиринтов из информации, которые начинаются в точке “чем я могу вам помочь”помочь?». Самые виртуозные из них помогают быстро потратить все деньги и влезть еще и в овердрафт.
8. Привлечение экспертного мнения
Медицинские исследования конкретных продуктов или новых лекарств, популярные блогеры, которые рассказывают об эффективности новой пудры или средства для волос, — мы так устроены, что автоматически склонны верить почти любой информации, которую озвучивают известные эксперты. Стоит критически относиться к таким вещам, чтобы не покупать лишнего.
9. Совместные акции брендов или магазинов
Правило “дружба дружбой, а денежки врозь” опровергнуто. Теперь все иначе: купи поскорее тут и получи скидку там. Иногда это оказывается довольно удобно покупателям — мы покупаем школьную форму и получаем возможность за полцены приобрести тетради, книги или посещение фастфуда с ребенком. Стоит только помнить, что выгода продавцов все равно тщательно просчитана и заложена в предложение — возможно, покупка того и другого по отдельности в других местах получится куда дешевле, чем по акции.
9. Логотипы, которые выглядят очень похожими на настоящие и известные
Пожалуй, самым популярным примером такого действия являются вещи, которые имитируют продукцию известных модных фирм — все эти фейковые “абибасы” и прочее. Придраться к таким логотипам очень сложно — фактически они являются уникальными, а то, что внешний вид и звучание напоминают что-то очень популярное… Ничто не ново под Луной. Стоит внимательнее изучать логотипы — чаще всего мы слишком спешим, чтобы делать это, и в итоге приобретаем вещи далеко не лучшего качества.
Оставить комментарий