Кола от всех болезней и чипсы для грудничков: как воспитывают детей в Египте?

Общество

Почему маленькие дети с пеленок едят взрослую и не самую полезную еду - и каким образом египтяне отличают девочек от мальчиков?

Однажды моя годовалая дочь жарким летним вечером бегала голышом — это важно — по пляжу. На нее минут десять восторженно смотрела египтянка: неподвижная фигура, замотанная в несколько слоев одежды, с покрытой головой и в перчатках. После чего с улыбкой поинтересовалась — девочка у меня такая сладкая… или мальчик? Видя некоторое недоумение на моем лице, она тут же дала объяснения: но ведь ребенок без сережек в ушах. Значит — по всему видать, — мальчик.

Пока я старалась не смеяться в голос, она порылась в своей сумке внушительных размеров, выудила оттуда огромный чупа-чупс и вручила моей дочери. Объяснять, что мой ребенок такого не ест, не было сил. Мы просто удалились из поля зрения заботливой тетушки.

Да, в Египте это норма — девочки почти с рождения носят массивные золотые серьги. Это практикуют что мусульмане, что копты, то есть христиане, и их здесь примерно 15 миллионов человек, то есть около десятой части всего населения страны. Никакие аргументы не могут поколебать их уверенности, что нужно делать именно так. Впрочем, серьгами — точнее, их отсутствием — в нашем случае дело не ограничивается.

Одежда

Летом здесь припекает так, что любой выход на улицу сравним с засовыванием головы в разогретую духовку. Даже по вечерам, после захода солнца, одной майки на голое тело кажется более чем достаточно. Нам. А египетские дети на вечерний променад одеваются на совесть: девочки непременно носят леггинсы, длинное платье и жилетку — иногда с искусственным мехом и всегда — с обилием «золотого» шитья, огромных блестящих камней, мишуры и других бантиков. От витрин магазинов лично у меня начинает болеть голова — стиль «я надену все лучшее разом» здесь считается единственно возможным.

Волосы всех вообще обязательно зализаны гелем намертво — у мальчиков они просто тщательно расчесаны, девочки же щеголяют прическами, состоящими из туго натянутых хвостов или косичек. Непременно украшенных лентами, ободками, множеством заколок и ярких резинок — все это великолепие надевается одновременно. Стоит ли говорить, что мы всем семейством тоже плохо вписываемся в их картину правильной женственности, если учесть, что у всех моих дочерей — да и у меня тоже — довольно короткие стрижки?

Младенцев кутают в одеяла, обязательно закрывая лицо, — на любой прогулке моя голая дочь, радостно машущая ногами в слинге, вызывает ажиотаж. Каждая бабушка и каждая тетушка — все спешат подойти, чтобы сообщить, что так делать нельзя, ребенка показывать — грех и вообще ужас-ужас. На вопрос, не считают ли они, что для одеяла несколько жарковато, делают уксусные лица и машут руками.

То же самое касается плавания — если мальчики могут плескаться в море, используя вполне заурядные шорты и плавки, на девочках и уж тем более на взрослых женщинах намотано несколько слоев. Тело закрыто полностью, включая голову, — открытыми остаются только лицо, кисти рук и ступни. Довольно забавно такие дамочки выглядят под водой — да, некоторые из них даже занимаются дайвингом.

Одежда часто передается от старших младшим — поэтому никто не удивляется, увидев мальчика в розовой майке с принцессой. И поэтому же моя дочь в розовом платье с бантиками все равно вызывает вопрос: таки кто же это? Девочка? Или наоборот?

как одеваются египетские дети

Дети разных матерей

Для мусульман нормально иметь больше одной жены — до четырех. Чаще всего для семьи строится многоэтажный дом, каждой жене отводится этаж. Рожают столько, сколько получается — в результате в пыли перед домом, как правило, играет выводок разновозрастных детей — и часто одна из мам кормит их всем скопом — или ругается на всех вместе, если они начинают проказничать.

Иногда перед домом в хлипком загончике под навесом живут ослики — их используют в качестве гужевого транспорта, — козы или бараны, щебечут цыплята. Дети собирают для них жухлую траву, а если глава семейства промышляет рыбным делом, то порой всех женщин и детей можно увидеть на улице за чисткой рыбы. Запах, надо понимать, по округе разносится соответствующий.

Религия

Дети могут быть мусульманами. Или коптами. Первые ходят в мечеть, вторые исправно посещают с родителями церковь. Никаких других вариантов не предполагается: и у тех, и у других в смартфонах обязательно есть живописная картинка, изображающая ад со всеми сопутствующими прелестями. Туда попадают все остальные — мне об этом известно от моих собственных детей, которые выберут свою религию осознанно, когда вырастут. Ну а пока они выглядят изгоями, поскольку не относят себя ни к одной из конфессий.

религия египта

Детский сад

Их довольно много — по утрам по нашему маленькому провинциальному городишке ездят мини-басы с женщинами в платках или никабах — в них мамы усаживают детей с рюкзачками. В них — чипсы, реже — фрукты или сэндвичи, которыми дети будут питаться в течение дня. Никто в садике еду не готовит, а занятия в основном сводятся к развеселой беготне по комнате или лужайке перед домом. Возвращают детей по домам в обед.

Школа

До 10-11 лет девочки и мальчики учатся вместе. При этом летние каникулы для младших школьников начинаются в большинстве школ в апреле и длятся до конца сентября. В религиозные праздники — а их много — дети тоже отдыхают.

Ближе к подростковому возрасту мальчики начинают обучаться отдельно от девочек. Последние носят платок, брюки и жилет в качестве школьной формы в обязательном порядке. Желающие носить платок с более раннего возраста — а их довольно много — покрывают голову раньше.

школа в египте

Гигиена

Египет — пустынная страна. Вода привозится и поставляется по трубам из Нила, после чего помпой набирается в многотонные баки, которые стоят на крыше. Это происходит обычно раз в неделю, если семья израсходовала воду раньше — придется жить без нее. Поэтому воду стараются экономить — еще и потому, что она платная.

Учитывая сухой и очень жаркий климат, можно представить, какие ароматы витают порой в местных маршрутках или на рынке, где бедуины торгуют своими товарами. В аптеках и супермаркетах — так тут называется любой, даже самый крохотный, магазинчик — всегда есть внушительный выбор грошовой парфюмерии. Пакетики с разовой порцией духов всегда есть на кассе кроме обязательного набора «всего понемногу» — от лепешек и консервов до трусов и тапочек. Ощущение, что по утрам они нечаянно выливают на себя стакан духов с самым сильным из возможных запахов, а потом с расстройства доливают еще стакан, но другого. Детей брызгают одеколонами, даже совсем маленьких.

Косметику и гель с волос они не смывают по несколько дней — а просто замазывают сверху новым слоем, поэтому кожа выглядит понятно каким образом, особенно неприглядным зрелище становится у девочек-подростков со всеми стандартными кожными напастями. Девочки начинаю краситься довольно рано и очень ярко.

Режим дня

По утрам можно смело воображать себя человеком на Луне — до полуденной молитвы на улицах нет вообще никого, кроме легко узнаваемых по большим рюкзакам дайверов — те начинают работать раньше всех. Особенно хорошо это заметно в летние месяцы, когда дети на длинных каникулах, в самую жару и когда у мусульман проходит пост. Практически до заката солнца все спят, а потом на улицы выплескивается жизнь — детей любого возраста можно спокойно встретить играющими далеко за полночь, в кофе-шопе в клубах кальянного дыма — и никого это никак не смущает. Под этот график подстраиваются учреждения, магазины и банки — они открываются ближе к вечеру. Я очень долго не могла привыкнуть и постоянно переспрашивала, правильно ли я поняла, что мне предлагается посетить врача, например, в 11 вечера.

повседневная жизнь каира

Медицина

Здесь есть госпитали — ровно три в нашем городке. Они построены для туристов и выглядят роскошно. Местные лечатся в больницах и поликлиниках, которые больше всего похожи на советские образца конца 1980-х. Часто доктор после работы в клинике ведет еще и частную практику — для этого арендуется кабинет в обычном жилом доме — иногда на втором или третьем этаже, и подниматься в него порой нужно по довольно замусоренной и темной лестнице.

Доктора обычно говорят по-английски, то есть являются людьми с высшим образованием, но их предписания иногда ввергают в настоящий шок. Детей предлагается лечить колой или антибиотиками — по любому поводу и при любом чихе. Я спрашивала, зачем антибиотики при вирусной инфекции — ведь они воздействуют только на бактерии. Ответ был таков: мы всегда так делаем, меня так научили.

Детей колой лечат от заболеваний ЖКТ, от простуды и боли в горле. Зато любые методы закаливания вызывают у них полное отторжение и ужас — например, мои дети почти в любую погоду ныряют с головой в море, даже когда тут зима. Закутанные в куртки и одеяла при температуре около +20 аборигены показывают на нас пальцем и наперебой рассказывают мне, что так делать нельзя, что дети должны плавать в спасательном круге и лучше всего — в ванне. Когда они слышат, что мои младшие дети вообще-то и родились в открытом море, они делают такие лица, словно вдруг увидели говорящего, я не знаю, единорога. Вместе с радугой из нужных мест.

Еда

Готовят они много — семьи все сплошь огромные. В обычном рационе — бобовые, рис, овощи, много сахара, очень много масла. Пару раз в неделю — мясо. Для детей отдельно не готовят, они едят с общего стола. Для них часто разводят соки из порошка — помните все эти «Юппи», популярные на постсоветском пространстве на излете прошлого века? Дешевые «шоколадные» батончики, вафли, печенье, карамельные конфеты истерично-яркого цвета — все это добро всегда есть в маминой сумке. Отказываться от угощения считается крайне неприличным, поэтому после долгой прогулки мы просто выгребаем все эти вещи их карманов и раздаем соседским детям. Младенца можно увидеть за поеданием чипсов и конфет, они пьют молоко с сахаром и клубничным вкусом едва ли не с рождения.

Грудью тут почти не кормят по неизвестной причине — так же как и рожать предпочитают методом «кесарева», на это часто берется кредит в банке, операция стоит здесь около 400 долларов. Естественные роды считаются уделом бедняков — или блажью истеричных иностранок наподобие меня. Естественно, доктора — они банально теряют на этом приличные по здешним меркам деньги — оставались очень недовольны и долго старались отговорить меня от «авантюры», апеллируя, в частности, к возрасту — младшую я рожала в 40, а здешние девушки могут начать это делать с наступлением менструации, то есть с 14-15 лет.

В целом к здешним нравам привыкнуть довольно сложно. На шестом году жизни в Египте многое кажется смешным или нелепым — но приходит умение не реагировать и просто принимать все как есть, не сравнивая с обычаями других стран. Мы для них — как экзотические диковинные зверушки, внимание иногда изрядно утомляет, но с теми же детьми они искренне добры. Что со своими, что с чужими — со светлой кожей и золотистыми локонами, как у моих детей.

еда египет
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.