Кровать тряслась, девчонки хохотали: как в СССР осмелились снять “Интердевочку”?

Культура Кино и сериалы

Почему Петр Тодоровский боялся снимать фильм о непростой жизни девушек легкого поведения, и зачем Елену Яковлеву дергали за ноги на съемках.

Интердевочка

В 1989 году режиссер, номинант на “Оскар” Петр Тодоровский представил картину “Интердевочка”  — тяжелый, пугающий и разоблачающий советские идеалы фильм о жизни проститутки Тани Зайцевой.  Никто не мог поверить, что такое кино реально снять в стране, где “секса не было”.

Однако режиссеру, его жене, писателю Владимиру Кунину и их команде удалось осуществить неосуществимое. Впервые в центре внимания оказались женщины, о которых в стране говорить не могли и не хотели. Мы собрали несколько примечательных фактов о создании самой неожиданной ленты времен перестройки.

На реальных событиях

Интердевочка

История “Интердевочки” началась с писателя Владимира Кунина, автора одноименной повести. Когда он жил в Варшаве, то каждое утро видел валютных проституток в холле отеля. Он стал прикидывать, какой сюжет может получиться, если главной героиней сделать девушку легкого поведения. По приезде в Ленинград Кунин устроился в уголовный розыск — его задачей были защита иностранцев и пресечение валютных операций. Писатель смог попасть  в самое “логово” проституток — в туристической гостинице.

Одобрение от шведов

Интердевочка

После наблюдения за жизнью ночных бабочек Владимир Кунин написал повесть. Он попытался показать, что не все они виноваты в своем выборе — у некоторых просто не было выбора. Писатель настроился на экранизацию своего произведения. Он отдал рукопись жене Петра Тодоровского — Мире. Ей «Интердевочка» понравилась. Мира Тодоровская отправилась на прием в шведское посольство и пообщалась с коллегами-продюсерами из-за границы. Им идея приглянулась. Оставалось только найти инвестора. Но и он вскоре нашелся: торговец быками из Швеции выделил на кинопроизводство 200 тысяч долларов.

Страх и неуверенность в СССР

Интердевочка

Петр Тодоровский — опытный и уже прославленный режиссер-фронтовик — поначалу пришел в ужас от сценария. Он боялся, что начальство не позволит ему снимать ленту о проблемах проституции в Советском Союзе. Но наверху, кажется, полностью доверяли Тодоровскому — понимали, что ничего слишком безнравственного он не сделает.

Муки выбора

Интердевочка

Петр Ефимович сам обзванивал актрис. Он быстро собрал актерский состав, но никак не мог определиться с главной героиней. Режиссер полагал, что жрица любви обязательно должна быть дамой с формами. Мира Григорьевна была другого мнения: чтобы развеять представления мужа, она лично наведалась в места, где собирались проститутки. В итоге Петр Тодоровский отказался от сотрудничества с Татьяной Догилевой и Натальи Андрейченко, и остановился на 27-летней Елене Яковлевой.

От ненависти до любви

Интердевочка

Поначалу Яковлева не нравилась режиссеру. Она была слишком худощавая, да к тому же очень скромная. Однако на первых же пробах актриса так вжилась в образ, что Тодоровский заявил: “Больше никого пробовать не буду!”. Елене на съемках подкладывали поролон под платье, чтобы придать ее формам больше женственности.

Бесценный опыт

Интердевочка

Девушки легкого поведения тоже были не против сыграть главную роль в фильме. Однако Петр Ефимович их в качестве актрис не рассматривал. Уже после утверждения Елены Яковлевой он пригласил настоящих проституток на площадку в качестве консультантов.

Постельный экспромт

Интердевочка

Елена Яковлева сразу же согласилась сниматься, но поставила одно-единственное условие – не сниматься обнаженной. Актриса была готова раздеться только до нижнего белья. Съемочной группе приходилось экспериментировать. Например, в сцене, где главная героиня спит с клиентом-японцем, команда трясла кровать, прикроватную тумбочку и светильник, и дергала актрису за ноги.

Актерская почта

Интердевочка

После выхода фильма Елене Яковлевой стали писать письма. Ее почему-то прочно ассоциировали с героиней — причем Таню Зайцеву больше хвалили, чем ругали. Особенно много было посланий из мест лишения свободы: как-то актриса призналась, что перечитала все письма от заключенных.

Оплата по заслугам

Интердевочка

Гонорар Елена Яковлева получила существенный — почти 30 тысяч рублей. Однако первое время актрисе пришлось долго работать над тем, чтобы “отделаться” от образа советской проститутки — к счастью, у нее получилось. А сама “Интердевочка” стала своего рода перестроечной классикой.

А как вы относитесь к такому честному кино о СССР?

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.