Обучение без мучения: что важно знать родителям школьников?

Общество Образование

Как помочь ребенку учиться лучше и с удовольствием? Что делать, когда «не получается»? И почему важно смотреть шире на привычное «учиться хорошо»? Рассказывает нейропсихолог, кандидат психологических наук Анна Давидович.

Четверть подходит к концу, а результаты оставляют желать лучшего? Что на самом деле кроется за плохими оценками и можно ли изменить ситуацию? Анна Давидович – кандидат психологических наук, нейропсихолог, методист образовательной платформы ЛогикЛайк – рассказала нам, как помочь ребенку полюбить учиться и достичь лучших результатов. 

Анна Давидович

Смотрите шире: успехи зависят не только от времени проведенного за учебниками и тетрадями

В основе хороших письма и счета лежат не только прописи и бесконечное решение примеров. На самом деле для успешного освоения этих умений ребенку понадобятся хорошо работающие функции восприятия (зрительного и слухового), памяти и мышления, а также пространственные компетенции. Их развитие происходит как в процессе решения бытовых и двигательных задач, так и во время специальных занятий. 

Чтобы красиво писать, например, нужно много двигаться, потому что ходьба, бег, лазанье, набивание мяча – это базовые двигательные программы, которые лежат в основе более сложных – артикуляции, письма и прочего. Также письмо невозможно без совместных движений руки и глаза (зрительно-моторных координаций).

Чтобы уметь определять время, понимать пунктуацию, не испытывать трудностей с употреблением и пониманием падежей, предлогов, сравнительных, временных конструкций нужно усвоить пространственные представления. А их базой являются действия с пространством – ориентация в своем теле и положением предметов относительно него (справа-слева, сверху-снизу), езда на велосипеде, роликах, коньках и прочее.

Таких нюансов много. Хорошо, если эти задачи решаются во время выполнения бытовых действий: 

  • расставить столько блюдечек, сколько чашек;
  • разделить конфеты поровну; 
  • рассортировать детальки конструктора;
  • сложить кусочки пиццы в лоток. 

Стоит также отметить, что для успешного усвоения школьных предметов ребенку важно научиться:

  • сосредотачиваться нужное время на умственной работе,
  • анализировать большой поток информации, 
  • выделять главное, 
  • уметь подмечать детали,
  • принимать решения. 

Специальные упражнения помогут этого добиться. Например, занятия с ЛогикЛайк позволяют ребенку тратить меньше времени при анализе текстов, на подготовку устных предметов. Ребенок учится логично, последовательно искать решение и давать ответ в условиях ограниченного времени, что часто является проблемой во время контрольных и диктантов.

Обучение без мучения

Также благодаря продуманной системе обратной связи ребенок стремится решить задачу, не бросает дело на полпути. Это важный навык в выполнении заданий «на отметку» в школе. Ряд заданий направлен на то, чтобы научиться замечать несущественные детали. А ведь проблема внимательности – одно из основных препятствий к хорошим оценкам.

Обучение без мучения

Больше заданий на платформе ЛогикЛайк

Со временем станет понятнее, что освоение каких-то компетенций ребенку дается проще, а каких-то сложнее. Работа над тем, что вызывает затруднения – это профилактика проблем с усвоением школьных навыков.

Правильно выбирайте мотивацию

Обучение без мучения

Идеальный вариант мотивации в контексте школьного обучения познавательная. Читать и считать нужно для чего-то, а не потому что мама так захотела. Ребенок хочет учиться, потому что благодаря полученным знаниям он может открывать для себя мир, взаимодействовать со взрослым, как с носителем знания, генерировать идеи и менять реальность. 

У многих ребят, особенно в первые годы школьного обучения, также существенную роль играет мотивация «быть хорошим учеником»: ребенок хочет понравиться воспитателю и учителю, заслужить похвалу. 

Самый неудачный вид мотивирующего воздействия – это близкие и внешние мотивы. Например, близкие мотивы, которые нередко задействуют родители: получил «5» дали конфету, «2» накричали или отобрали телефон. Внешние мотивы не связаны с ценностями, нравственными аспектами, частые варианты конфеты, деньги, игрушки и др

Эффективными являются, так называемые, дальние и внутренние мотивы. Пример дальнего мотива: хорошо заканчиваешь четверть всей семьей идем в квест. Пример внутреннего мотива:  «представляешь, как будет классно, если мы засушим гербарий не только для урока, а подпишем каждый листок и подарим бабушке?».

Наказание не влияет на мотивацию. Если мы что-либо запрещаем, ребенок все равно будет хотеть делать то, чего его лишили, и не будет хотеть делать то, из-за чего его лишили желаемого.
Анна Давидович методист ЛогикЛайк

Лучше не наказывать лишением чего-то важного и желаемого (компьютерной игры, к примеру), а поощрять этим стимулом (сделал уроки быстро и хорошо – плюс 15 минут к игровому времени).

В ЛогикЛайк мы активно используем похвалу. Даем ребенку возможность прийти к правильному ответу самостоятельно (в случае неправильного ответа всегда есть возможность попробовать еще раз или при желании воспользоваться подсказкой).

 

Обучение без мучения

Получение результата обязательно отмечаем: подбадривающими комментариями, звездами, карточкой персонажа. Ребенок учится делать все сам от анализа полученной информации до принятия решения. Помощь взрослого не нужна даже нечитающим детям, потому что все задания озвучены. 

Сертификаты по итогам курсов и коллекции, на которые ребенок копит звезды, выполняя задания на платформе, являются хорошим примером дальней мотивации, стимулирующей пройти занятия успешно и до конца. 

Обучение без мучения

Здорово, если развивающие моменты «зашиты» в какие-то сюжеты. К примеру, у нас в ЛогикЛайк есть истории про русалок и единорогов. С их помощью ребенок, знакомясь с фактами об интересных ему фантастических существах, попутно выполняет задания для развития логики, памяти, внимания, пространственного мышления, восприятия. Собирает пазлы, решает головоломки и задачи на внимательность, ищет пары, учится делать радугу и прочее. 

Познакомиться со всеми возможностями обучающей платформы ЛогикЛайк можно абсолютно бесплатно: 

Получить бесплатный доступ к ЛогикЛайк 

Всегда поддерживайте своего ребенка

Обучение без мучения

Иногда бывает трудно понять, что является настоящей причиной неуспешности в школе. Родители теряются в догадках – «а вдруг это банальная лень, а мы просто оправдываем своего ребенка, обвиняя учителя?». Чтобы решить этот вопрос, нужно обратиться к специалисту. И лучше, если это будет не школьный психолог. Особенно, если ситуация школьного обучения является для ребенка фрустрирующей – он может не испытывать доверия ко всему, что связано со школой. 

Психолог может определить и, соблюдая этические нормы, проинформировать родителей о том, что для понимания причин происходящего ребенку нужна консультация смежных специалистов (педиатра, невролога, дефектолога, психиатра). 

Ведь под «банальной ленью» могут скрываться проблемы с сосудами головного мозга, нарушения его биоэлектрической активности или хроническое соматическое заболевание. К примеру, хронический гайморит может приводить к выраженной истощаемости и трудностям концентрации внимания.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, то родителю стоит быть предельно внимательным к ребенку и исходить из того, что ему нужна помощь, понимание и поддержка, даже если он отказывается ходить в школу, не делает уроки, грубо отвечает. Тем самым ребенок пытается донести до нас какое-то сообщение, и задача родителя – его услышать. 

Учитывайте интересы ребенка и старайтесь увлечь его новыми вещами

Обучение без мучения

Редко бывает так, что ребенку не нравится учебный предмет сам по себе. Чаще его не устраивает учитель, способ подачи материала или собственный неуспех в освоении дисциплины. 

Например, ребенку не нравится математика. Что с этим делать? Стоит начать с того, чтобы отделить ее как науку и способ взаимодействия с миром, и как школьную дисциплину. Важно показать ребенку, где и как в жизни мы можем обнаружить математику. Ведь поход в магазин с деньгами – это математика. Приготовление любимого печенья по рецепту, где нужно отсчитывать граммы и миллилитры, – тоже она. Лабиринты, конструктор, игра в карты, вычерчивание планов для поиска сокровищ – это тоже математика! Будет здорово, если ребенок освоит как можно больше таких «неочевидных», но интересных и полезных математических знаний, станет чувствовать себя в них успешным. 

Стоит создавать для ребенка такие задачи, которые подталкивают на поиск решения, запускают творческий процесс. Таких в ЛогикЛайк больше 8,1 тысяч. Дошкольники в игровой форме готовятся к первому классу, а школьники улучшают свои познавательные способности, чтобы лучше учиться и принимать участие в олимпиадах.

Обучение без мучения

Заниматься можно на любом устройстве – компьютере, смартфоне или планшете. И все под одним аккаунтом – а это значит, что ЛогикЛайк всегда под рукой. Нужно переждать очередь к врачу? Проведите его с пользой. Поехали отдыхать к бабушке? Не нужно прерывать процесс обучения. 

Испытайте все возможности ЛогикЛайк, получив бесплатный доступ

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.