Провокация, интимные сцены, цензура: как в СССР снимали фильм «Маленькая Вера»?

Культура Кино и сериалы

Драма “Маленькая Вера” стала первым по-настоящему откровенным советским фильмом. Однако как режиссеру удалось довести историю до широкого экрана?

Маленькая Вера

Лента “Маленькая Вера” вышла на экраны в 1988 году. История о непростом взрослении, проблемах поколений, социальных разрывах в обществе тронула зрителя. Однако основную суть многие так и не разглядели за откровенными сценами. Фильм был признан “позорным”.

Но это — в СССР. Весь мир оценил творчество режиссера Василия Пичула и его жены, сценаристки Марии Хмелик. Мы решили узнать, как советские власти разрешили съемки такого провокационного кино, знали ли цензоры об интимных сценах заранее, как подбирались актеры и почему главную роль так и не получила Красная Шапочка?

Сценарий без продолжения

Маленькая Вера

Сперва «Маленькую Веру» не хотел снимать никто. Сценарий создала молодая выпускница ВГИКа Мария Хмелик — дочь известного детского писателя и автора “Ералаша” Александра Хмелика. В 80-х он занимал пост главного редактора киностудии им. М. Горького. Именно там и началась работа над самым смелым советским фильмом о конфликте поколений.

Не история, а мелкотемье

Маленькая Вера

Именитые режиссеры не раздумывая отказывались снимать фильм по сценарию Хмелик — историю считали «мелкотемьем». Сценарий три года лежал в столе, пока один-единственный режиссер не побоялся взяться за работу: это был муж сценаристки Василий Пичул.

Вдохновения из суда

Маленькая Вера

Пока Пичул пытался получить хотя бы скудное финансирование своего фильма, Мария Хмелик работала секретарём в народном суде. Когда создательницу перед самыми съемками попросили доработать “Маленькую Веру”, Мария добавила в историю случаи, с которыми лично сталкивалась в суде.

Кино — это не сказка

Маленькая Вера

Режиссер хотел, чтобы главную героиню Веру Маринину сыграла Яна Поплавская, прославившаяся в детстве благодаря фильму “Про Красную Шапочку”. Актрисе роль пришлась по душе, она прошла пробы, но в конце отказалась — побоялась запятнать свою репутацию. Как оказалось потом, кандидатуру Поплавской забраковал худсовет: они были уверены, что героиня детской сказки не должна появляться в провокационном кино.

Судьбоносные советы

Маленькая Вера

Второй претенденткой на роль стала Ирина Апексимова. Однако и она отказалась, сославшись на занятость в другом проекте. Правда вскрылась позже: отказаться от “Маленькой Веры” ей посоветовал ее учитель Олег Табаков. Однако своей дочери он разрешил сняться у Пичула: Александра Табакова сыграла подругу главной героини.

Нелюбовь с первого взгляда

Маленькая Вера

Режиссера познакомили с актрисой московского ТЮЗа Натальей Негодой. Опыта у нее было немного — лишь пара эпизодических ролей в кино. Первая встреча была разочаровывающей: Негоде не понравился сценарий, а Пичул не увидел в ней выдающихся актерских способностей. Говорили, что у девушки взрывной характер и проблемы с дисциплиной. Но режиссер Татьяна Лиознова, курировавшая съемки, переубедила Василия Владимировича.

Из грязи в князи

Маленькая Вера

Главная мужская роль также досталась неизвестному студенту Щукинского училища Андрею Соколову. После “Маленькой Веры” он стал настоящей звездой: поклонницы поджидали его у подъезда и заваливали письмами. Даже его партнерша Наталья Негода повелась на чары молодого артиста, но он ей принципиально не отвечал взаимностью.

Муки выбора

Маленькая Вера

Роли родителей Веры сыграли Людмила Зайцева и Юрий Назаров. Зайцева сперва отказалась от роли — ей казалось, будто неопытный режиссер пытается очернить простых советских граждан. Но Пичул доказал, что лента на самом деле о современном институте семьи и пропасти между поколениями.

Фильм, который снимался сам собой

Маленькая Вера

Съемки фильма проходили в родном городе Василия Пичула — в Мариуполе. Команда арендовала квартиру в хрущевке, а реквизит брала у жильцов дома. Режиссер позже признавался, что это было незабываемое, веселое лето: они отдыхали, а фильм “снимался сам собой”.

Откровение режиссера

Маленькая Вера

“Маленькая Вера” была первым отечественным фильмом, в котором показали слишком откровенную даже для перестроечного кино постельную сцену. Примечательно, что в сценарии эротики не было, но Пичул решил ее добавить, чтобы привлечь больше зрителей в кинотеатры.

Съемки из шкафа

Маленькая Вера

Снимать интимную сцену должны были трое (не считая актеров) — осветитель, оператор и гример, но в итоге собралась вся команда — интересно же! Актеры нервничали. Негода потребовала, чтобы с площадки ушел даже режиссер — за ходом работы он наблюдал… из шкафа.

Позор и слава

Маленькая Вера

Премьера фильма была одновременно и провалом, и триумфом. Зрители уходили из залов с криками “Позор!”, а в киностудию стали приходить письма с требованием “расстрелять съемочную группу”. Однако в общей сумме скандальную драму посмотрел каждый пятый житель Советского Союза — всего 56 миллионов зрителей.

Первый советский секс-символ

Маленькая Вера

Права на “Маленькую Веру” продали в 12 стран мира. Лента получила премии на лучших кинофестивалях в Монреале, Чикаго, Женеве, Анже, Венеции. Наталья Негода стала первым советским секс-символом — актрису даже пригласили сняться для журнала Playboy. Наталья переехала в США, снималась к кино, была соведущей на премии “Оскар”, но Вера Маринина так и осталась самой яркой ее ролью.

А вы смотрели “Маленькую Веру”? Считаете ли этот фильм ценным для культуры?

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.