За что запретили «Смерть Сталина»?

Культура Кино и сериалы

Расстрелы, предательства, трепанация черепа и шутки про Сталинград – из чего состоит смелая забугорная сатира на СССР, которую запретил Минкульт.

25 января в российский прокат не вышел комедийный фильм «Смерть Сталина», посвященный последним дням тоталитарного лидера и политической борьбе среди ближайших соратников вождя после его кончины. Министерство культуры, ранее одобрившее премьеру, отозвала прокатное удостоверение картины после проведения закрытого показа. Мы побывали на одном из немногих редких сеансов, состоявшихся в «Пионере» после запрета, и пробуем понять, что же так оскорбило чиновников и деятелей кино.

за что запретили фильм смерть сталина

Смех

Создатель «Смерти Сталина» – известный шотландский сатирик Армандо Ианнуччи, современный мастер политического памфлета, набивший руку именно на острых политических сценариях. Ранее он прославился сериалом «Гуща событий» о придурковатых британских чиновниках, а позже закрепил свой успех с фильмом «В петле», где продолжил нагибать английское правительство. «Смерть Сталина» он снимал по одноименному графическому роману, изданному в 2010 году во Франции, но по факту недалеко ушел от собственных корней.

Главная претензия Минкульта состояла в том, что своими шутками «Смерть Сталина» очерняет память о советском прошлом и победе над фашизмом. В фильме действительно есть несколько неудобных панчей о Сталинграде из уст Хрущева, содержательно напоминающих Call of Duty 2, а титульная сцена смерти демонстрирует, например, обмочившегося Сталина. Однако в остальном это все та же комедия положений, крайне условная (говорят без акцента, таблички на английском), приправленная отборным английским матом и культурными референсами. На ней Ианнуччи собаку съел – и сложно понять, на что тут можно было обидеться.

смерть сталина кадры

Насилие

Юмор в «Смерти Сталина» идет рука об руку с насилием – это оправданно как временем и местом действия, так и выбранной темой. От манипуляций с телом Сталина до симфонии арестов и расстрелов под руководством Берии – авторы не стесняются графического насилия, которое черпают прямиком из комиксовых истоков. При этом сложно обвинить Ианнуччи в каком бы то ни было смаковании.

Убийства в фильме – не прихоть режиссера, а исторический факт, который меткий автор доводит до гипертрофированного вида с конкретной художественной целью. Как и у любимца публики Квентина Тарантино, насилие в «Смерти Сталина» – прием, при помощи которого мы не только понимаем причинно-следственную связь, но и проникаем в дух времени. И, как и у Тарантино, этот прием может быть откровенно смешным. Кричать, что Ианнуччи совершает надругательство над Сталиным, вскрывая тому черепную коробку, – все равно что возмущаться расстрелом Гитлера в финале «Бесславных ублюдков».

смерть сталина кадры

Неприятные герои

В «Смерти Сталина» практически нет положительных персонажей, и это показательно: каждый из преемников Сталина – откровенная сволочь, лишенная каких-либо ценностных ориентиров. Маленков (Джеффри Тэмбор) – чистоплюй и эгоист, Хрущев (Стив Бушеми) – расчетливый интриган, Молотов (монтипайтоновец Майкл Пэйлин) – лицемер, Берия (гениальное попадание Саймона Рассела Била) – и вовсе насильник и убийца.

Неважно, что каждая из характеристик нарочно преувеличена. В мире Ианнуччи повязаны все: и острый на язык маршал Жуков (Оскар Айзек), жаждущий свести счеты с НКВД, и дети Сталина – непросыхающий сын Василий (Руперт Френд) и невротичная дочь Светлана (Андреа Райзборо), обеспокоенные своим шатким положением. Даже менее значительные персонажи вроде главы радиостанции или безымянного советского гражданина, сдавшего своего отца, поражены одинаковым свинством и малодушием, берущими начало из общего для всей страны источника. И корни этой заразы, неистребимой даже после ее смерти, авторы распознают безукоризненно.

смерть сталина герои

Неприкрытое высказывание

Во многом именно комиксовый стиль повествования и четко обозначенная условность происходящего не позволяют рассматривать фильм, как правдоподобный, а нападки на него – основательными. И вместе с тем сложно вспомнить другой подобный фильм, который бы так точно и больно вскрывал актуальную российскую действительность.

Тем показательнее, что в последние пять минут лента делает неожиданный кульбит и из жестокой сатиры превращается в кровавую фантасмагорию в духе последнего Лозницы («Кроткая»), где от смешного до страшного – один шаг, а бывшие коллеги, не моргнув глазом, становятся твоими палачами. «Смерть Сталина» – зеркало, поставленное Ианнуччи перед политиками и правительственными институтами всех стран: столь же язвительное для Великобритании или Франции, сколь болезненное для России. Тот факт, что именно наши по просмотру наложили на фильм запрет, красноречивее любых слов говорит, насколько оно кривое.

смысл фильма смерть сталина

3 комментария

  • Аогвенс-кодек.
    17 октября 2018 15:58

    Хороший фильм , нечего сказать...очернение нашей истории и памяти за одно с ней.

  • Андрей
    29 мая 2018 12:55

    Определённая группа граждан будет конечно срать кирпичами и ссать кипятком. А для тех кто адекватно воспринимает историческую действительность - хорошая черная политическая сатира. Даже представить не мог, что Стив Бушеми может сыграть Хрущева. Жуков с двумя калашами брутален)

  • вадим
    22 февраля 2018 09:53

    фильм к просмотру непригоден

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.